У многих начинающих рисовальщиков возникают проблемы с выбором цвета при
покраске. Излюбленный прием при этом — залить предмет каким-нибудь
едким цветом, а потом взять dodge для осветления и burn чтобы затемнить
участки в тени, и получить в конечном итоге неописуемый ужас :)
В общем, это своего рода урок по теории цвета, но я не буду начинать с демонстрации цветового круга Иттена и прочих премудростей, как это бывает обычно, а расскажу все то, что узнала и поняла сама опытным путем, а во второй части постараюсь подробно описать как эти знания применяются на практике. Урок будет полезен тем, кто не имеет нормального художественного образования, совсем как я, но при это любит рисовать на планшете.
Итак, что нам надо знать о цвете:
Яркость цвета или светлота
На свету все вещи светлее, чем в тени — это известно каждому. Самый яркий цвет — белый, самый темный - черный. Тут я хочу сказать только одно: заляпав все на свету белым и замазюкав в тени черным — увы, все равно не добьешься ни объема, ни красоты. Чтобы сделать цвета приятными, а изображение объемным и глубоким, придется узнать о цвете кое-что еще. Так что читаем дальше.
Температура
Думаю, многие слышали фразу «Теплый свет — холодная тень, или наоборот», ну или что-то в этом роде. Пришло время растолковать человеческим языком, что это значит. Это точно НЕ значит, что если вы рисуете красный шар, то в тени надо намазать его синеньким, хотя в этом есть маленькая толика правды. Речь тут идет не о цветах, а об их оттенках.
Так нечто красного цвета может быть более холодного или теплого оттенка. Красный, расположенный ближе к фиолетовому в цветовом круге, будет холоднее красного, расположенного ближе к оранжевому.
Все остальные цвета также могут быть теплыми и холодными.
Если на предмет падает теплый свет — сделай цвета на свету теплыми, а в тени холодными. А если картинку освещает бледная луна — цвета будут холодными на свету и теплыми в тени.
Ты можешь придумывать освещение самых разных цветов для своего рисунка, чтобы добиться наибольшей выразительности и драматизма. Главное, не забывай соблюдать температуру.
Это позволит сделать изображение объемным и гармоничным, при этом не заляпав его темными грязными пятнами, как это часто выходит поначалу.
Еще один важный момент:
Никогда и ни при каких обстоятельствах НЕ используй абсолютно белый, серый или черный цвет ! Всегда выбирай оттенки теплых или холодных тонов, в зависимости от освещения.
Цвета из палитры придется выбирать самостоятельно. Если ты хочешь рисовать по-настоящему, лучше сразу забудь о всяких фильтрах, готовых цветовых схемах и прочей ерунде. Они только сбивают человека с пути истинного
Только ты, кисточка и палитра - вот что нужно для рисования.
И вот наш красный шар. Я использовала теплые красно-оранжевые цвета для света, желтый блик, потому что свет теплый, и фиолетово-сиреневые цвета для тени. Если перевести этот шар в чб, то видно, что он довольно плоский. Но в цвете он выглядит объемным и живописным, все благодаря сочетанию холодных и теплых оттенков. Думаю, теперь наглядно понятно, почему так важно «поддерживать температуру» =)

Насыщенность
Насыщенный цвет — это цвет, максимально удаленный от серого в палитре.
Есть такая поговорка: «В темноте все кошки серы». Действительно, все знают, что в полумраке наше зрение становится практически черно-белым, и мы с трудом сможем отличить зеленый цвет от красного или синего. Чем же это знание может помочь нам в рисовании?
Очень просто. Чтобы изображение было объемным и реалистичным, используй на освещенных участках насыщенные цвета, а в тени более серые.
Вернемся к нашему красному шару. В этот раз я использовала один и тот же оттенок красного, меняя только яркость и насыщенность цвета. И снова хочу обратить внимание, что цветной шар выглядит намного объемней своего черно-белого собрата, благодаря сочетанию насыщенного яркого цвета на свету, и серого ненасыщенного цвета в тени. Хотя в этот раз он не такой интересный по цвету, как в предыдущем варианте.

Таким образом, мы теперь знаем, что лепить объем надо не только изменяя яркость цвета, но и менять тон и насыщенность, чтобы добиться максимальной выразительности.
Конечно, легко говорить о таких вещах, на примере простых геометрических фигур. Однако, узнать — еще не значит понять, а понять — еще не значит научиться применять на практике. Порой бывает сложно уяснить для себя, что все, абсолютно все, что ты рисуешь подчиняется одним и тем же законам. Люди, дома, деревья, кружка на столе, гигантские горные массивы и портрет бабули. Законы светотени для них будут одинаковы, и о них надо постоянно помнить во время рисования. Рисование — это работа в первую очередь головой, а не руками.
Воздушная перспектива
Тут надо запомнить пару принципиальных моментов:
Во-первых, чтобы не вышло так, что предметы оторваны от фона, надо помнить, что цвет окружения всегда влияет на цвета всех предметов, особенно в тени. Банальный пример: в ясный зимний день можно увидеть, что все тени на снегу синего цвета, т.к. в них отражается небо. Всегда «подмешивай» цвет фона и в собственные, и в падающие тени предметов(не забывая при этом делать ее менее насыщенной и более темной).
Также предметы взаимодействуют между собой. Приложи два разных по цвету предмета друг к другу, и ты увидишь, что их цвета, пусть и не сильно, но все же отражаются друг в друге. Думаю, все знают, что такое рефлекс. Так вот надо не забывать, что рефлекс — это свет, отраженный от соседней поверхности, и отражаясь, он подкрашивается в цвет этой поверхности. Поэтому нельзя полностью обосабливать каждый предмет по цвету, они все связаны между собой! Я заметила, что такую ошибку иногда совершают даже продвинутые художники.
Например, ты рисуешь человека в однотонном пиджаке. И вот, ты придумал цвет для освещенных участков этого пиджака (яркий, насыщенный, как и положено) и придумал цвет для тени (менее насыщенный, более темный, да еще и подкрашен в цвет фона), и полностью весь пиджак рисуешь в этой гамме. Но в конечном счете рисунок не выглядит убедительным, а почему? Потому что не надо думать о пиджаке, как о едином целом! В любом случае, руки наверняка согнуты и находятся под разным углом к источнику света, какая-то часть твоего пиджака находится ближе к источнику света, какая-то дальше, вокруг человека есть предметы разных цветов. Поэтому разные части одного и того же «однотонного» предмета рисуй хоть и похожим цветом, но все же разнообразь оттенки.
Во-вторых, воздух — это газ, и он не абсолютно прозрачный. Особенно это хорошо заметно, когда он насыщен водяными парами или дымом, тогда все отдаленные предметы (дома, деревья и т.д.) растворяются в тумане. Вот это и есть воздушная перспектива: предметы на переднем плане должны быть яркими и контрастными, а удаляясь, окрашиваются в цвет фона и становятся менее контрастными соответственно.Это нужно учитывать, даже если рисуешь натюрморт или портрет. Продумай, какая часть твоей работы находится на переднем плане, какая на среднем, какая на заднем и выбирай соответствующие цвета для каждой части.
Проверить свой рисунок очень просто: переведи картинку в черно-белый. Самые светлые и самые темные цвета должны быть в центре интереса, то есть на главных объектах. Все остальное же должно быть более серым и однородным. Если это не так — следует приглушить фон и/или наоборот усилить контраст на переднем плане.
Не забывай про «температуру»! Если фон холодных тонов (например, синее небо), сделай освещение теплым. Если же у тебя апокалиптический пейзаж в красных тонах, то освещение на переднем плане сделай холодным. И совершенно не важно откуда оно такое взялось, потому что главное — это выразительность.
Вот, собственно, и всё, что я хотела сказать. Не так уж много, на самом деле, другое дело, что всю эту информацию надо постоянно держать в голове, пока рисуешь (не говоря уже о том, что есть еще полным-полно других вещей, о которых тоже не следует забывать, например, перспектива, анатомия и т.д., но мой урок не о них). Я выделила жирным шрифтом самые основные моменты в уроке, пробегись по ним еще раз.
Так что скажу еще одну вещь, которую и до меня говорили неоднократно. Я понятия не имею, что такое талант и вдохновение, о которых так любят говорить зрители, но я точно знаю, что для успешного рисования необходимы комфортные человеческие условия и свежая работающая голова. Так что старайся, и все в твоих руках.
А я приступаю ко второй части нашего урока, где буду на конкретном примере показывать, как использовать все те советы, которые расписала выше.
1.Итак, наношу базовые цвета на картинку. Я рисую от пятна, так как у меня есть некоторый опыт в рисовании людей, и я могу слепить что-то более-менее человеческое без построения. Тем, кто не столь уверен в своих силах, советую начать с эскиза, или использовать референс.
Кисть беру большую и непрозрачную. Лишняя работа отнимает время, но красоты не прибавляет, поэтому советую поступать так же.
Цвета, в общем-то, банальные, зато эффектные. Красные волосы на голубом фоне — контрастное сочетание, которое привлечет внимание зрителя к нашей мордашке. Цвета беру чуть темнее, чем хочу получить в итоге, чтобы была возможность осветлять в процессе работы. И да, яркие насыщенные и теплые на свету, и наоборот в тени.
2.Кожа — это вообще отдельный разговор. Кто-то говорит, что ее очень сложно рисовать, но я не вижу ничего особо трудного, главное не использовать слишком темные или холодные синюшные цвета (а серый на коже выглядит именно таким). Если очень уж нужна темная тень на коже — лучше использовать коричневый.
Я же в этот раз использую светлые теплые цвета: желто-оранжевые на свету, розоватые в тени. Вот для наглядности получившиеся оттенки. Как видишь, они все далеки от серого.
3. Больше деталей. Волосы на свету теплые, в тени ближе к фиолетовому, совсем как наш шарик, который я рисовала в первой части урока.
4. Добавила на кожу яркие красные рефлексы.
Окей, давайте поговорим о коже еще немного. Я написала, что не стоит использовать слишком темные и холодные цвета, а кто-нибудь задался вопросом: почему?
Все очень просто. Мы с вами, к счастью, сделаны не из дерева или другого непрозначного материала. Человеческая плоть (звучит страшно,ага) совсем чуть-чуть, но все-таки прозрачна (как, например, помидорки)). Особенно это хорошо заметно, когда мы смотрим на просвет на пальцы или уши. И под нашей кожей течет красная кровь, именно поэтому на просвет наши пальцы и уши такие красные. Поэтому, если на кожу падает яркий свет, то кое-где, на границе света и тени, покажите эту красную, просвечивающую кровь, чтобы не делать из своего человека пластикового манекена. И поэтому, не надо рисовать на коже жестких темных теней. Считайте, что человек умеет светиться своим собственным внутренним светом Тогда вы не загрязните кожу.
5. Немного кадрировала и добавила контраста. Продолжаем рисовать детальки, ничего сверхъестественного.
6. Рисуя металлические поверхности, надо не забывать, что они отражают все вокруг, поэтому помимо собственного цвета на них будут самые яркие блики и цвета окружающих предметов.
7.Не забываем наши правила: самые яркие и контрастные места — в центре интереса, наибольшая детализация там же :)
Блики рисовала, переключив кисточку в режим Linear dodge. В конце добавила немного резкости.
Ну вот и всё! Приятный объем, без грязи или белесых пятен. Надеюсь, мой урок окажется для вас полезным.
В общем, это своего рода урок по теории цвета, но я не буду начинать с демонстрации цветового круга Иттена и прочих премудростей, как это бывает обычно, а расскажу все то, что узнала и поняла сама опытным путем, а во второй части постараюсь подробно описать как эти знания применяются на практике. Урок будет полезен тем, кто не имеет нормального художественного образования, совсем как я, но при это любит рисовать на планшете.
Итак, что нам надо знать о цвете:
Яркость цвета или светлота
На свету все вещи светлее, чем в тени — это известно каждому. Самый яркий цвет — белый, самый темный - черный. Тут я хочу сказать только одно: заляпав все на свету белым и замазюкав в тени черным — увы, все равно не добьешься ни объема, ни красоты. Чтобы сделать цвета приятными, а изображение объемным и глубоким, придется узнать о цвете кое-что еще. Так что читаем дальше.
Температура
Думаю, многие слышали фразу «Теплый свет — холодная тень, или наоборот», ну или что-то в этом роде. Пришло время растолковать человеческим языком, что это значит. Это точно НЕ значит, что если вы рисуете красный шар, то в тени надо намазать его синеньким, хотя в этом есть маленькая толика правды. Речь тут идет не о цветах, а об их оттенках.
Так нечто красного цвета может быть более холодного или теплого оттенка. Красный, расположенный ближе к фиолетовому в цветовом круге, будет холоднее красного, расположенного ближе к оранжевому.
Все остальные цвета также могут быть теплыми и холодными.

Если на предмет падает теплый свет — сделай цвета на свету теплыми, а в тени холодными. А если картинку освещает бледная луна — цвета будут холодными на свету и теплыми в тени.
Ты можешь придумывать освещение самых разных цветов для своего рисунка, чтобы добиться наибольшей выразительности и драматизма. Главное, не забывай соблюдать температуру.
Это позволит сделать изображение объемным и гармоничным, при этом не заляпав его темными грязными пятнами, как это часто выходит поначалу.
Еще один важный момент:
Никогда и ни при каких обстоятельствах НЕ используй абсолютно белый, серый или черный цвет ! Всегда выбирай оттенки теплых или холодных тонов, в зависимости от освещения.

Цвета из палитры придется выбирать самостоятельно. Если ты хочешь рисовать по-настоящему, лучше сразу забудь о всяких фильтрах, готовых цветовых схемах и прочей ерунде. Они только сбивают человека с пути истинного
Только ты, кисточка и палитра - вот что нужно для рисования.
И вот наш красный шар. Я использовала теплые красно-оранжевые цвета для света, желтый блик, потому что свет теплый, и фиолетово-сиреневые цвета для тени. Если перевести этот шар в чб, то видно, что он довольно плоский. Но в цвете он выглядит объемным и живописным, все благодаря сочетанию холодных и теплых оттенков. Думаю, теперь наглядно понятно, почему так важно «поддерживать температуру» =)


Насыщенность
Насыщенный цвет — это цвет, максимально удаленный от серого в палитре.

Есть такая поговорка: «В темноте все кошки серы». Действительно, все знают, что в полумраке наше зрение становится практически черно-белым, и мы с трудом сможем отличить зеленый цвет от красного или синего. Чем же это знание может помочь нам в рисовании?
Очень просто. Чтобы изображение было объемным и реалистичным, используй на освещенных участках насыщенные цвета, а в тени более серые.
Вернемся к нашему красному шару. В этот раз я использовала один и тот же оттенок красного, меняя только яркость и насыщенность цвета. И снова хочу обратить внимание, что цветной шар выглядит намного объемней своего черно-белого собрата, благодаря сочетанию насыщенного яркого цвета на свету, и серого ненасыщенного цвета в тени. Хотя в этот раз он не такой интересный по цвету, как в предыдущем варианте.


Таким образом, мы теперь знаем, что лепить объем надо не только изменяя яркость цвета, но и менять тон и насыщенность, чтобы добиться максимальной выразительности.
Конечно, легко говорить о таких вещах, на примере простых геометрических фигур. Однако, узнать — еще не значит понять, а понять — еще не значит научиться применять на практике. Порой бывает сложно уяснить для себя, что все, абсолютно все, что ты рисуешь подчиняется одним и тем же законам. Люди, дома, деревья, кружка на столе, гигантские горные массивы и портрет бабули. Законы светотени для них будут одинаковы, и о них надо постоянно помнить во время рисования. Рисование — это работа в первую очередь головой, а не руками.
Воздушная перспектива
Тут надо запомнить пару принципиальных моментов:
Во-первых, чтобы не вышло так, что предметы оторваны от фона, надо помнить, что цвет окружения всегда влияет на цвета всех предметов, особенно в тени. Банальный пример: в ясный зимний день можно увидеть, что все тени на снегу синего цвета, т.к. в них отражается небо. Всегда «подмешивай» цвет фона и в собственные, и в падающие тени предметов(не забывая при этом делать ее менее насыщенной и более темной).
Также предметы взаимодействуют между собой. Приложи два разных по цвету предмета друг к другу, и ты увидишь, что их цвета, пусть и не сильно, но все же отражаются друг в друге. Думаю, все знают, что такое рефлекс. Так вот надо не забывать, что рефлекс — это свет, отраженный от соседней поверхности, и отражаясь, он подкрашивается в цвет этой поверхности. Поэтому нельзя полностью обосабливать каждый предмет по цвету, они все связаны между собой! Я заметила, что такую ошибку иногда совершают даже продвинутые художники.
Например, ты рисуешь человека в однотонном пиджаке. И вот, ты придумал цвет для освещенных участков этого пиджака (яркий, насыщенный, как и положено) и придумал цвет для тени (менее насыщенный, более темный, да еще и подкрашен в цвет фона), и полностью весь пиджак рисуешь в этой гамме. Но в конечном счете рисунок не выглядит убедительным, а почему? Потому что не надо думать о пиджаке, как о едином целом! В любом случае, руки наверняка согнуты и находятся под разным углом к источнику света, какая-то часть твоего пиджака находится ближе к источнику света, какая-то дальше, вокруг человека есть предметы разных цветов. Поэтому разные части одного и того же «однотонного» предмета рисуй хоть и похожим цветом, но все же разнообразь оттенки.
Во-вторых, воздух — это газ, и он не абсолютно прозрачный. Особенно это хорошо заметно, когда он насыщен водяными парами или дымом, тогда все отдаленные предметы (дома, деревья и т.д.) растворяются в тумане. Вот это и есть воздушная перспектива: предметы на переднем плане должны быть яркими и контрастными, а удаляясь, окрашиваются в цвет фона и становятся менее контрастными соответственно.Это нужно учитывать, даже если рисуешь натюрморт или портрет. Продумай, какая часть твоей работы находится на переднем плане, какая на среднем, какая на заднем и выбирай соответствующие цвета для каждой части.
Проверить свой рисунок очень просто: переведи картинку в черно-белый. Самые светлые и самые темные цвета должны быть в центре интереса, то есть на главных объектах. Все остальное же должно быть более серым и однородным. Если это не так — следует приглушить фон и/или наоборот усилить контраст на переднем плане.
Не забывай про «температуру»! Если фон холодных тонов (например, синее небо), сделай освещение теплым. Если же у тебя апокалиптический пейзаж в красных тонах, то освещение на переднем плане сделай холодным. И совершенно не важно откуда оно такое взялось, потому что главное — это выразительность.
Вот, собственно, и всё, что я хотела сказать. Не так уж много, на самом деле, другое дело, что всю эту информацию надо постоянно держать в голове, пока рисуешь (не говоря уже о том, что есть еще полным-полно других вещей, о которых тоже не следует забывать, например, перспектива, анатомия и т.д., но мой урок не о них). Я выделила жирным шрифтом самые основные моменты в уроке, пробегись по ним еще раз.
Так что скажу еще одну вещь, которую и до меня говорили неоднократно. Я понятия не имею, что такое талант и вдохновение, о которых так любят говорить зрители, но я точно знаю, что для успешного рисования необходимы комфортные человеческие условия и свежая работающая голова. Так что старайся, и все в твоих руках.
А я приступаю ко второй части нашего урока, где буду на конкретном примере показывать, как использовать все те советы, которые расписала выше.
1.Итак, наношу базовые цвета на картинку. Я рисую от пятна, так как у меня есть некоторый опыт в рисовании людей, и я могу слепить что-то более-менее человеческое без построения. Тем, кто не столь уверен в своих силах, советую начать с эскиза, или использовать референс.
Кисть беру большую и непрозрачную. Лишняя работа отнимает время, но красоты не прибавляет, поэтому советую поступать так же.
Цвета, в общем-то, банальные, зато эффектные. Красные волосы на голубом фоне — контрастное сочетание, которое привлечет внимание зрителя к нашей мордашке. Цвета беру чуть темнее, чем хочу получить в итоге, чтобы была возможность осветлять в процессе работы. И да, яркие насыщенные и теплые на свету, и наоборот в тени.

2.Кожа — это вообще отдельный разговор. Кто-то говорит, что ее очень сложно рисовать, но я не вижу ничего особо трудного, главное не использовать слишком темные или холодные синюшные цвета (а серый на коже выглядит именно таким). Если очень уж нужна темная тень на коже — лучше использовать коричневый.
Я же в этот раз использую светлые теплые цвета: желто-оранжевые на свету, розоватые в тени. Вот для наглядности получившиеся оттенки. Как видишь, они все далеки от серого.


3. Больше деталей. Волосы на свету теплые, в тени ближе к фиолетовому, совсем как наш шарик, который я рисовала в первой части урока.

4. Добавила на кожу яркие красные рефлексы.
Окей, давайте поговорим о коже еще немного. Я написала, что не стоит использовать слишком темные и холодные цвета, а кто-нибудь задался вопросом: почему?
Все очень просто. Мы с вами, к счастью, сделаны не из дерева или другого непрозначного материала. Человеческая плоть (звучит страшно,ага) совсем чуть-чуть, но все-таки прозрачна (как, например, помидорки)). Особенно это хорошо заметно, когда мы смотрим на просвет на пальцы или уши. И под нашей кожей течет красная кровь, именно поэтому на просвет наши пальцы и уши такие красные. Поэтому, если на кожу падает яркий свет, то кое-где, на границе света и тени, покажите эту красную, просвечивающую кровь, чтобы не делать из своего человека пластикового манекена. И поэтому, не надо рисовать на коже жестких темных теней. Считайте, что человек умеет светиться своим собственным внутренним светом Тогда вы не загрязните кожу.

5. Немного кадрировала и добавила контраста. Продолжаем рисовать детальки, ничего сверхъестественного.

6. Рисуя металлические поверхности, надо не забывать, что они отражают все вокруг, поэтому помимо собственного цвета на них будут самые яркие блики и цвета окружающих предметов.

7.Не забываем наши правила: самые яркие и контрастные места — в центре интереса, наибольшая детализация там же :)
Блики рисовала, переключив кисточку в режим Linear dodge. В конце добавила немного резкости.
Ну вот и всё! Приятный объем, без грязи или белесых пятен. Надеюсь, мой урок окажется для вас полезным.
Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.