Характеристики цветных карандашей

Процесс производства цветных карандашей во многом напоминает производство графитовых; их стержни лишь не проходят процесс обжига в печи, поскольку этим разрушается структура пигмента. Вместо этого их смесь содержит пигмент, наполнитель (мел, тальк или каолин), а также связующее (обычно целлюлозный клей, такой, как гидроксипропил-метилцеллюлоза). Как и в случае с графитовыми карандашами, готовые пигментные палочки погружают в плавленый воск, что придает им характерные «рисовальные» свойства.

К процессу производства карандашей предъявляются очень строгие требования, поскольку одними из главных потребителей являются дети. Существует опасность применения карандашей не по назначению (дети, например, могут обсасывать и жевать кончик карандаша во время работы). Это означает, что в производстве исключены пигменты с содержанием даже следов тяжелых растворимых металлов. Это касается пигментов хромовой и кадмиевой группы и даже встречающихся в естественных условияхземляных пигментов, которые могут содержать токсичные тяжелые металлы.


Как правило, светостойкие оксиды железа используются в земляных красках, а в производстве зеленых и синих применяются новые синтетические органические пигменты, такие, как голубая ФЦ и зеленая ФЦ. Среди доступных сегодня красных, броминат антрантрон и антрахинон красный обладают более высокой светостойкостью по сравнению с пигментами, использовавшимися ранее. Производители часто применяют красные/пурпурные, которые выглядят достаточно яркими в коробке, а по сути, не светостойки, особенно в смесях с белилами. Мы рекомендуем использовать интенсивные цвета рисовальных стержней типа crayon.

Эффекты на основе цветных карандашей

В технике цветного карандаша можно добиться различных эффектов. При использовании без растворителя для них характерна особая мягкость (независимо от степени глубины тона) благодаря влиянию фактуры бумаги на карандаш. Даже на бумаге горячего прессования карандаш оставляет неокрашенными крохотные точки белого тона: это те «уголки» мелкой фактуры, в которые не смог проникнуть пигмент. Это свойство лежит в основе общего «смягчающего воздействия» карандаша на участках тонов в диапазоне от средних до светлых.

Использование растворителя

С помощью умелого применения воды или терпентина (в зависимости от типа карандаша) можно создать характерное для акварели покрытие на оставшихся на бумаге белых участках, сохраняя при этом штриховку.

Эффект оптического смешивания цветов

Наиболее отличительной чертой этого материала является возможность создания эффекта оптического смешивания цветов. Краски не смешиваются до их нанесения на основу, а комбинируются на ней в результате оптического смешивания: штрихи наносятся по диагонали на близком расстоянии или накладываются друг на друга с помощью различных техник перекрестного штрихования. Кончик стержня может затачиваться до образования очень острого кончика, поэтому художник способен контролировать цветовой и тональный переходы, создавая изысканные и выразительные эффекты.

Выбор основы

Цветной карандаш крайне чувствителен к характеру поверхности основы, поэтому штрих, нанесенный на шероховатый лист, существенно отличается от штриха на гладкой бумаге.