С давних пор художники знали, что
восприятие картины во многом зависит от композиции. Некоторые места
(точки) на картине постоянно притягивают взгляд зрителя. И именно в
них художники старались разместить главных действующих лиц или поставить
предметы, на которые старались обратить особое внимание зрителя.
Этих особых точек на каждой картине
четыре. Это, так называемые, зрительные центры, которые могут обращать
на себя внимание и долго удерживать взгляд.
На любой фотографии или картине, будь она вертикальной или горизонтальной, можно выделить эти зрительные центры. Если каждую сторону разделить на 8 частей, то центры будут находиться на расстоянии 3/8 от края (показаны желтыми точками).
Точно такую же сетку можно наложить и на фотографию деревенского домика с деревом перед ним.
Горизонталь проходит по центру домика, а вертикальная линия — через ствол дерева.
Для того, чтобы картина или фотография выглядела гармонично, спокойно и уравновешенно, главное действующее лицо необходимо разместить хотя бы в одном из зрительных центров, не забывая про равновесие всей композиции.
Но если по замыслу автора картина должна быть динамичной, эмоциональной, бурной, то это правило лучше не использовать.