Воздушная перспектива. Передача пространства в композиции нелинейными методами

Как происходит передача протяженности пространства вглубь листа с помощью фронтальной и угловой перспективы мы уже рассматривали. Теперь мне хотелось бы рассказать, как показать глубину в композиции, в которой нет четко выраженных линий. Обычно такое происходит, когда рисуешь природу или населенный пункт с хаотичной застройкой.


Ближние предметы (на листе они расположены на самом нижнем уровне) воспринимаются глазом более четко, контрастно, детально, объемно.
Те же предметы, которые более удалены от нас, видятся обобщенно, без подробностей, контур становится менее четким, он размывается, становится мягким. Это происходит из-за увеличения размеров воздушной прослойки между глазом и предметом.
Нам только кажется, что воздух абсолютно прозрачен. На самом деле, большое количество воздушного пространства обладает свойством изменять цвет, очертания и освещенность предметов по мере их удаления от наблюдателя.
Цвета становятся менее насыщенными, воздух как бы окрашивает их в свой цвет. Если это вечер, и в воздухе преобладают теплые оттенки, то и предметы приобретают цвет воздушной дымки.
Если вы рисуете день, то воздух окрашивает далекие предметы в фиолетовый, голубой, молочно-белый цвета. Этот эффект многократно усиливается  во время тумана.
Каждый художник должен учитывать это свойство воздуха и пользоваться им при рисовании своих композиций.