Перспектива и Композиция - Часть 1

Советы, фокусы, и полная информация о том, как все это работает.

Это часть первая предполагаемой серии уроков из двух-трех частей, посвященной теории композиции, перспективе, и тому, как все это позволит вам создавать действительно обалденные рисунки.

В части первой мы обратимся ко всем трем типам линейной перспективы с пошаговыми примерами и МНОЖЕСТВОМ советов. Я очень надеюсь, что вы, ребята, почерпнете что-то новое из этого урока! Информация, данная здесь, аналогична той, что дается в любых колледжах/институтах искусства. Только здесь все бесплатно.

1: ОСНОВА

Перспектива и композиция, обычно, идут рука об руку. Хорошая перспектива на рисунке может разительно усилить эффект от композиции. И наоборот, плохая композиция может напрочь испортить эффект от перспективы.

Сегодня в первой части данной серии уроков мы заострим свое внимание на Линейной Перспективе, и поможем вашим рисункам обрести глубину и атмосферу.

ВВЕДЕНИЕ В КОМПОЗИЦИОННУЮ ТОЧКУ ОБЗОРА

Разговор о перспективе нельзя начать, не упомянув вначале о линии горизонта. Линия горизонта – самый базовый компонент любой перспективы. Она делит то, что находится сверху и снизу, что выше и ниже, куда идут линии/объекты и как далеко они идут. Линия горизонта представляет собой самую удаленную линию земли, которую только может видеть человеческий глаз. Это область, где все сводится в одну точку. Где встречаются небо и земля.

На рисунке, направление, угол и высота камеры – это то, что называется точкой обзора, или ТО. ТО – очень важный инструмент в создании настроения и чувств, которые вызывает рисунок. Если поднять взгляд выше, точка обзора поместит линию горизонта ниже на плоскости рисунка, в результате чего небо доминирует. Если обратить взгляд вниз, линия горизонта передвигается вверх по плоскости рисунка, и мы видим в основном землю. Мы должны осознанно понимать, что мы видим больше, нельзя просто поместить линию горизонта где попало только потому, что «нам так понравилось». Например, ТО, смотрящая вверх, открывает нам небо, и для этого должна быть причина.

Планируя точку обзора, задайтесь следующими вопросами:
«Почему я больше показываю землю или небо?»
«Насколько высоко вверх я смотрю? Видна ли линия горизонта?»
«Есть ли объекты или персонажи, заслоняющие небо? Стоящие на пути?»
«Есть ли потолок или ровная поверхность? Или же небо абсолютно чистое и открытое?»
«Какие чувства вызывает данная точка обзора совместно с этими элементами?»
«Этого ли чувства я добиваюсь на рисунке?»

Посмотрите на эти примеры:


Перспектива и Композиция - Часть 1

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.



Здесь представлены три плоскости рисунка с разными положениями линии горизонта. Заметили, как расположение линии горизонта выше или ниже на плоскости, меняет нашу точку обзора? Например, какое положение линии горизонта лучше подошла бы для того, чтобы продемонстрировать гоночный трек или стадион? А как на счет демонстрационных полетов? Что скажете о примере, приведенном посередине? Почему он теряется на фоне двух остальных? На этом примере рисунок делится строго пополам. Нет никакого доминирования между небом и землей. Такой вариант может быть выбран неслучайно, если фокусной точкой не является задний фон.

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Перспектива и Композиция - Часть 1


Так как линия горизонта – это место, где сходятся все детали, когда встречаются небо и земля, логически мы должны были бы проследить, куда идут объекты, построенные на точке обзора.

В линейной перспективе, все детали сходятся в одной точке схода на горизонте. Все объекты, которые смотрят на нас, имеют параллельные стороны. Таким образом, все вертикали абсолютно вертикальны, а все горизонтальные линии горизонтальны. Единственные линии, располагающиеся под углом, это те, что удаляются от краев объектов к точке схода на линии горизонта.

Эти удаляющиеся от объектов линии называются «ортогональными», и так мы будем называть их далее.

Обратите внимание на следующие примеры, чтобы лучше понять принцип линейной перспективы:

Перспектива и Композиция - Часть 1


1) Здесь на плоскости рисунка нарисована линия горизонта. На линии горизонта находится точка схода. В этой точке будут сходиться все наши ортогональные линии, которые исходят от объектов рисунка.

Перспектива и Композиция - Часть 1


2) Здесь мы нарисовали квадрат и маленький прямоугольник. Обратите внимание на то, что квадрат находится на пересечении с линией горизонта, тогда как маленький прямоугольник расположен ниже этой линии и по правую сторону.


Перспектива и Композиция - Часть 1


3) От каждого угла обеих фигур мы проводим ортогональные линии к точке схода на горизонте. Все они сходятся в этой самой точке.


Перспектива и Композиция - Часть 1


4) Теперь мы удаляем линии, которые находятся за объектом. (Также, вы можете вообще не рисовать эти невидимые ортогональные линии, если они не нужны, как в этом примере. Однако, рисование невидимых ортогональных линий может помочь вам лучше понять объект.)


Перспектива и Композиция - Часть 1


5) Чтобы избежать эффекта, будто эти блоки удаляются в бесконечность, мы можем отрезать их заднюю часть пересечением ортогональных линий каждого объекта. Обратите внимание, передняя часть блоков имеет прямые линии, направленные вверх и вниз, влево и вправо. Заметили новые вертикальные и горизонтальные линии, которые мы добавили задний срез каждого блока?


Перспектива и Композиция - Часть 1


6) Наконец, мы удаляем ортогональные линии, идущие вплоть до точки, где мы пересекли их вертикальной линией, формируя тем самым окончательные края этих блоков. Теперь видно, что они объемные и расположены на поверхности земли. Можно продолжить застраивать область рисунка другими формами, чтобы заслонить линию горизонта.


Перспектива и Композиция - Часть 1


7) Посмотрите на эти новые блоки, которые мы добавили! Давайте дорисуем их ортогональные линии, чтобы лучше передать глубину.


Перспектива и Композиция - Часть 1


8) Выглядит уже лучше! Можно опять же обрезать ортогональные линии пересекающей вертикальной линией, как мы делали ранее, чтобы придать этим блокам объем. Далее, удаляем излишки ортогональных линий и наложенных фигур.


Перспектива и Композиция - Часть 1


9) Теперь у нас есть красиво выстроенные объекты в линейной перспективе. Подумайте, на что похожа эта сцена. Возможно, на городскую улицу? А может это большие контейнеры на складе товаров? Всего за 9 шагов мы подготовили хорошую базу для дальнейшего развития сцены.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Линейную перспективу лучше всего использовать, когда мы смотрим на что-то прямо. Типичные сцены с линейной перспективой представляют собой длинные участки, такие как коридор, туннель, салон поезда или автобуса, уличная сцена с дорогой, идущей вниз, городская улица, ведущая вверх или вниз. Когда вы думаете об этих сценах, легко можно сказать, почему их лучше всего передать в одной точке. Т.к. деталь в одной точке вероятнее всего ведет и сходится в точке на линии горизонта, именно туда будут направлен ваш взгляд. Это будет цент фокуса вашего рисунка. Конечно, вы можете использовать объем и контраст для отведения взгляда от точки, где сходятся ортогональные линии, и изменить центр фокуса, (который мы подробнее обсудим в Части 2) однако следует ожидать, что зрителю по-прежнему будет хотеться смотреть именно в точку схода ортогональных линий.

Точка схода на вашей сцене не всегда должна располагаться на плоскости рисунка. Вы когда-нибудь думали о том, чтобы нарисовать бОльшую сцену, вместо того, чтобы вырезать определенные области, отчего общая композиция становится уже? Вы когда-нибудь думали о том, чтобы наклонить линию горизонта так, чтобы все элементы на рисунке были под углом? Вы удивитесь, как такие мелочи могут изменить рисунок (эти эффекты будут также обсуждаться в Части 2). Создание небольших эскизов сцены может помочь вам выбрать подходящую перспективу. Уберегите себя от головной боли – планируйте свою перспективу и композицию заранее, даже если они настолько же простые, как на рисунках ниже:


Перспектива и Композиция - Часть 1


1) Что, если мы вырежем небольшой участок с рисунка, который мы создали ранее? Посмотрим, как эта вырезанная область будет смотреться в полномасштабном размере…


Перспектива и Композиция - Часть 1


2) А как вам этот вариант? Увеличив эту область, мы находим новые возможности для композиции. Выглядит лучше? Что, если добавить на переднем выступе человека?


Перспектива и Композиция - Часть 1


3) А как вам повернутая композиция? Изображение все еще в линейной перспективе, просто все расположено под углом. Как ваши впечатления от этого варианта по сравнению с предыдущим? Когда видно много неба, должно ли там что-то быть?


Перспектива и Композиция - Часть 1


Перспектива и Композиция - Часть 1


Здесь представлено несколько примеров моих работ, которые были выполнены в линейной перспективе.

Использование множества деталей, чтобы разбить вертикальные и горизонтальные линии, может придать рисунку более или менее похожий на перспективу-в-одну-точку вид. Обратите внимание в первом примере на то, как использование множества фигур и коротких ортогональных линий может придать ощущение большей глубины в довольно небольшой сцене?

2: УГЛОВАЯ ПЕРСПКТИВА


Перспектива и Композиция - Часть 1


Тогда как линейную перспективу можно очень часто встретить в рисунках, она имеет место быть только в том случае, если стоять лицом к объекту. В противном случае, если ваша ТО (напоминаем, это Точка Обзора) повернута на несколько градусов вправо или влево, она автоматически становится угловой (перспектива в две точки).

В линейно перспективе используется только одна точка схода и один набор ортогональных линий. Как вы, скорее всего, уже догадались, в угловой перспективе участвует две точки схода и два набора ортогональных линий. Это значит, что в угловой перспективе существует только два набора параллельных линий на вашем объекте, которые обычно (но не всегда) являются вертикалями. Если задуматься о том, как объекты вращаются вокруг вас, когда вы поворачиваетесь на месте, можно заметить, как быстро объекты могут перейти из одноточечной перспективы в угловую. Если смотреть вперед, мы видим большую часть видимого мира в угловой перспективе, и это должно быть одной из общих форм перспективы, часто используемой в рисовании. Посмотрите на примеры, приведенные ниже:


Перспектива и Композиция - Часть 1


1) Здесь у нас изображена линия горизонта с двумя точками схода. Для начала скажу, мы не собираемся рисовать плоские фигуры как при линейной перспективе. Вместо этого, мы начнем рисовать исходящие от точек ортогональные линии, чтобы лучше «прочувствовать» объект, который собираемся рисовать.


Перспектива и Композиция - Часть 1


2) Отходящие от каждой точки линии образуют сетку ортогональных линий. Я присвоил каждой точке свой цвет, чтобы не спутать их. Эта сетка послужит помощником при создании углов перспективы в нашей сцене.


Перспектива и Композиция - Часть 1


3) Использую лишь ортогональные линии, исходящие из точек, мы нарисовали две стены, сходящиеся в одном углу. Обратите внимание, все вертикальные края стен параллельны друг другу. Эта заготовка могла бы стать основой для создания и интерьера и экстерьера. Здание ли это, или часть длинного коридора? Это может быть и то и другое.


Перспектива и Композиция - Часть 1


4) В данном случае мы создаем интерьер! Используя ту же ортогональную сетку, я добавил еще несколько стен, дверей, и осветительных приборов на потолке. Все эти линии лишь повторяют уже заданные ортогональные линии, по которым они идут. Красная точка схода направляет все стены, смотрящие влево, тогда как зеленая точка отвечает за все стены, смотрящие вправо.


Перспектива и Композиция - Часть 1


5) Итак, мы все доработали и добавили еще больше деталей, опять же опираясь только на ортогональную сетку. Обратите внимание, как мы приподняли потолок, продолжив линию стен и снова соединив их с точками схода. Вы можете использовать временные ортогональные линии, чтобы отмерить то, что вам необходимо, например высоту дверных проемов, чтобы они вписывались в окружение.


Перспектива и Композиция - Часть 1


6) Уберите ортогональную сетку, сотрите временные ортогональные линии, и вы получите заготовку для привлекательной сцены!
Только подумайте о том, как легко мы могли бы превратить эту сцену в экстерьер, где нет потолка, а стены формируют другие здания.

УРОВЕНЬ МАСШТАБИРОВАНИЯ И ПОЛЕ ОБЗОРА


Перспектива и Композиция - Часть 1


В отличие от Точки Обзора, которая определяет то, куда мы смотрим, Поле Обзора (или ПО) определяет то, сколько мы видим. Однако, не путайте ПО с масштабом. Это две абсолютно разные вещи.

ПО имеет отношение непосредственно к тому, как близко или далеко друг от друга расположены точки на вашей линии горизонта. Если точки расположены близко друг к другу, вы видите больше пространства, а объекты выглядят тонкими, высоким и точечными – как если бы широкоформатный фильм втиснули в телевизор обычного параметра. Мы видим больше пространства сцены без уменьшения масштаба. И обратная ситуация, если точки отдалены друг от друга, мы видим меньше свободного пространства, не увеличивая, при этом, масштаб. Поэтому детали выглядят растянутыми по горизонтали, более широкими и плоскими.


Перспектива и Композиция - Часть 1


Здесь мы видим две точки схода, расположенные очень близко друг к другу. То создает очень широкое ПО, потому что ортогональным линиям приходится сходиться в очень узком пространстве. Обратите внимание, как высокий объект слева теряется за собой, и мы видим только его лицевую сторону. А также обратите внимание на очевидное искажение в перспективе, где углы острые и сильно выступают. Это может быть и специальным приемом, если вы хотите создать эффект «широкоугольной линзы». Однако, в большинстве естественных ситуаций, такую сцену не часто увидишь.


Перспектива и Композиция - Часть 1


На этом примере точки были сдвинуты за пределы плоскости рисунка. Это создает более нормальную пропорцию для схождения ортогональных линий, придавая перспективе более привычный вид. Можно сказать, что этот вариант более нормальный по сравнению с эффектом широкоугольной линзы.

Уровень масштабирования и ПО часто переплетаются. Когда вы уменьшаете масштаб (как при зумировании на камере), точки схода в тот же миг сдвигаются друг к другу, формируя оптический широкоугольный вид. При увеличении масштаба, точки будут наоборот расходиться, и сцена будет расширяться, создавая телефотографический вид. Увеличиваете ли вы масштаб или уменьшаете, перспектива никогда не меняется. Меняется только сцена – она либо увеличивается, либо уменьшается на плоскости рисунка, и обрезается, в зависимости от того, в какую сторону вы увеличивается масштаб.

Суть ПО заключается в нахождении хорошего баланса для расположения ваших точек, во избежание неестественных искажений. Иногда ваши точки будут внутри плоскости вашего рисунка, а иногда и вне этой плоскости. Это зависит от композиции, которую вы хотите создать.

Итак, когда вы рисуете какую-то сцену, всегда помните о ПО и масштабировании!


Перспектива и Композиция - Часть 1


Уменьшенный масштаб; Широкий Угол обзора


Перспектива и Композиция - Часть 1


Увеличенный масштаб; Телефотоэффект
Точки схода раздвигаются, тогда, как сама сцена становится больше, отклоняясь от изначальной перспективы.


Перспектива и Композиция - Часть 1


Более широкое ПО; мы видим больше, так как точки на линии горизонта расположены близко друг к другу.


Перспектива и Композиция - Часть 1


Более узкое ПО; мы видим меньше пространства, потому что точки намного дальше друг от друга. Обратите внимание, что куб не увеличился в размере.


Перспектива и Композиция - Часть 1

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Здесь представлено несколько примеров угловой перспективы.
На первом рисунке трудно определить вторую точку схода, однако это все равно угловая перспектива. Посмотрите теперь на фото, видите два набора ортогональных линий на ней? Где здесь линия горизонта? А точки схода?

3: ПЕРСПЕКТИВА В ТРИ ТОЧКИ


Перспектива и Композиция - Часть 1


Теперь перейдем к самому главному.
Тогда как большинство того, что мы видим изо дня в день в обычной жизни, является нам в угловой перспективе, это предполагает, что мы всегда смотрим прямо. Если мы начнем смотреть вверх или вниз, нам откроется новая, третья точка схода. Так как мы имеем две точки схода на линии горизонта, взгляд вниз создаст еще одну, намного ниже уровня земли. При взгляде вверх, точка появится высоко в небе. В большинстве случаев, эта третья точка схода будет располагаться далеко за пределами плоскости рисунка, если только мы не посмотрим вверх или вниз под более резким углом по отношению к точке, которая находится в поле нашего зрения.

В перспективе в три точки больше нет никаких параллельных линий. Все нарисованные линии будут сходиться в определенной точке.

Посмотрите на примеры ниже, чтобы понять, как выглядит перспектива в три точки:


Перспектива и Композиция - Часть 1


1) Здесь у нас две точки схода на линии горизонта, а также третья точка, расположенная внизу - далеко за пределами плоскости рисунка. Видите, вон там внизу? На нее указывает стрелка. Это то самое место, где будут сходиться все вертикальные лини в этой сцене. Мы расположили эту точку именно здесь, чтобы избежать искажения вертикального ПО и перспективе изображения.


Перспектива и Композиция - Часть 1


2) Как и в угловой перспективе, мы начинаем рисовать ортогональную сетку от каждой точки схода. Я снова присвоил каждой точке свой цвет ортогональных линий, чтобы вы совсем не запутались. Обратите особое внимание на положение третьей точки схода. Она расположена не по центру плоскости рисунка. Такое положение создаст эффект сдвига ТО в изображении.


Перспектива и Композиция - Часть 1


3) Я немного обесцветил ортогональную сетку, чтобы рисунок больше выделялся. Но, как вы видите, мы следуем тем же шагам, как и при угловой перспективе, используя сетку за основу. Только в этом случае мы учитываем вертикальные края объектов, которые сходятся в третьей точке внизу. Я также временно рисую края этих блоков, которые спрятаны за другими блоками – это нужно для того, чтобы прослеживать правильность угла и толщины блоков.


Перспектива и Композиция - Часть 1


4) Удалите все временные ортогональные линии и подготовьтесь для последующей работы с деталями. Мы продолжаем следовать направлению ортогональных линий, исходящих из каждой точки, опять же следя за тем, чтобы вертикальные линии сходились в нижней точке. Остальные линии, которые сходятся в двух точках схода на линии горизонта, следует тем же принципам, что и при работе с угловой перспективой. Так что вы уже знаете, что надо делать!


Перспектива и Композиция - Часть 1


5) Здесь мы добавляем детали, такие как окна, выступы и т.п., чтобы оживить здания. Все они создаются, опять же, опираясь только на ортогональную сетку. Она делает все за вас!


Перспектива и Композиция - Часть 1


6) Удалите сетку, и вот у нас готова заготовка для красивой сцены городского квартала! Перспектива в три точки не будет казаться вам такой уж сложной, если вы поймете, как работает угловая перспектива. Здесь применяются все те же правила, только прибавляется еще одна точка схода и набор ортогональных линий. Так что, если сцена ДЕЙСТВИТЕЛЬНО выглядит так, что могла бы быть передана в перспективе в три точки, не бойтесь – попробуйте сделать это! Это на самом деле не так страшно, как кажется.


Перспектива и Композиция - Часть 1


Здесь несколько примеров, которые я нарисовал с использованием трех точек перспективы.
Посмотрите на первый рисунок. Где здесь линия горизонта? Наклонена ли она? Как близко камера расположена к земле? Какие ощущения вызывает такая перспектива?


Перспектива и Композиция - Часть 1


Теперь перейдем ко второму рисунку. Здесь мы видим широкое ПО в паре со средне-широким уровнем масштабирования. Как мы определили, что ПО широкое? Здание, которое расположено ближе к нам, наклонено под острым углом. Если это было преднамеренно, выглядит ли здание больше по сравнению с тем, как он выглядел бы в обычном положении? В ограниченной плоскости рисунка, исчезнет ли улица из видимости, если ПО сузится, а объекты станут шире?

ТОЧКА ОБЗОРА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПЕРСПЕКТИВУ

В трехточечной сцене, если третья точка расположена высоко в небе, когда мы смотрим вверх, или ниже уровня земли, когда мы смотрим вниз, это не значит, что мы всегда будем использовать перспективу в три точки каждый раз, когда мы не смотрим строго вперед.

Помните, что ТО, которую вы выбрали в сцене, определяет то, сколько точек в перспективе вы будете использовать – одну, две или три.

Например, представим, что вы стоите на одной из улиц в городе Нью-Йорк и смотрите прямо перед собой. Вы бы нарисовали здания, возвышающиеся над вами, в линейной перспективе, потому что вы могли бы увидеть только одну точку, к которой тянутся все здания – очень высоко в небе. Если бы вы смотрели на небо под углом 45 градусов, вам бы пришлось использовать перспективу в три точки, потому что пришлось бы рисовать здания, тянущиеся вверх в небо и в ширину к предельным точкам на линии горизонта.


Перспектива и Композиция - Часть 1


На этом фото мы смотрим прямо вверх. Данное здание в такой точке обзора рассматривается в линейной перспективе. У него очень очевидные ортогональные линии!


Перспектива и Композиция - Часть 1


Как только мы отойдем от здания чуть подальше и посмотрим на него, его перспектива сразу меняется из линейной в трехточечную. По окнам можно легко определить ортогональные линии этого здания. Где на этом фото третья точка схода – выше или ниже линии горизонта?
Если поднять взгляд выше в небо, видите, как сцена превращается в угловую перспективу, т.к. здание станет вертикальным? К тому же, здания уже не будет видно целиком, не так ли?

4: СОВЕТЫ, ФОКУСЫ И ПРОЧЕЕ

И, конечно же, должны существовать какие-то полезные штучки-трючки для создания перспективы, куда же без этого?

И они существуют! Но прежде, чем мы перейдем к ним, мы должны пройтись по некоторым общим признакам всех трех видов перспективы.

ВЫСОТА ТОЧКИ ОБЗОРА МОЖЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ РАЗМЕР

Это очень важно.
В зависимости от того, насколько высока ваша ТО, ваша сцена будет казаться либо большой, либо маленькой в зависимости от ситуации.

Подумайте о том, какой обзор имеет мышка, когда бегает по вашей комнате. Стулья, столы, кровати – все будет казаться ему ужасающе высоким. Если бы мы хотели передать комнату взглядом мышки, мы бы использовали ТО, расположенную практически на уровне земли. Размеры всех объектов, как для мышки, казались бы необычайно огромными. И наоборот, если мы сидим в своей комнате, наша точка обзора будет намного выше, а объекты казались бы намного меньше по контексту ситуации.

Посмотрите на эти примеры по данной теме:


Перспектива и Композиция - Часть 1


Чувствуете себя малюткой на этом примере? Или кажутся ли объекты РЕАЛЬНО БОЛЬШИМИ? Как ни удивительно, но и то, и другое имеет место быть.
Это потому, что объекты не перекрывают линию горизонта, что придает иллюзию того, что мы очень близко к земле, потому что за ней нет никаких сходящихся линий. Вы муравей среди больших коробок? Или человек среди огромных зданий? Все зависит от контекста ситуации.


Перспектива и Композиция - Часть 1


А как вам такой вариант? Чувствуете себя немного больше? Из-за того, что здания слегка «наступают» на линию горизонта, появляется некоторая глубина земли. У нас все еще остается ощущение, что мы близко расположены к земле, но не так сильно, как будто наша камера лежит прямо на ней.
В данной сцене, нормальна ли высота этих зданий, когда они могли быть высотой с нормальные здания или дома? Или это мы лежим, или прячемся среди коробок в кладовке?


Перспектива и Композиция - Часть 1


Теперь мы чувствуем себя еще выше. Так как мы видим еще больше земли и касающихся ее углов объектов, у нас появляется ощущение, что, либо мы стали больше, либо мы как-то возвысились над землей. В этой сцене, может ли быть так, что мы выглядываем из окна второго этажа? Или, что мы сидим на дереве?

РИСУЕМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Допустим, в сцене на террасе вы хотите нарисовать ряд колонн на одинаковом друг от друга расстоянии. Проблема здесь заключается в том, что вы не знаете, как определить, где должна располагаться каждая из них в перспективе коридора. Если вам крайне важно выполнить все правильно, вам нужно использовать технику, которая основана на перекрестном сечении.

В этой технике используются треугольники для нахождения среднюю точку между двумя объектами.

Посмотрите, как она работает:


Перспектива и Композиция - Часть 1


1) Здесь у нас простая сцена балконной террасы. Мы уже нарисовали первую и последнюю колонны. Мы знаем, что они одинаковой высоты, потому что обе они касаются одной ортогональной линии (отмечена красным). Однако, мы не знаем точно, где будет располагаться вторая колонна. Итак, как же мы определим ее место?


Перспектива и Композиция - Часть 1


2) Мы проводим линию от верхушки первой колонны к основанию последней, и еще одну от верхушки последней колонны к основанию первой, образовывая тем самым большую букву Х.
Точка, где эти две линии пересекаются, является средней точкой между этими двумя колоннами. Именно здесь будет располагаться следующая колонна.


Перспектива и Композиция - Часть 1


3) Рисуем колонну в центре фигуры Х вплоть до красной ортогональной линии, чтобы понять, какой высоты она должна быть. Теперь у нас три колонны! Но мы хотим, чтобы было больше, чем три колонны. Поэтому проделываем все еще раз.


Перспектива и Композиция - Часть 1


4) В этот раз мы рисуем перекрестные линии между каждой парой колонн, что позволяет нам определить места следующих двух колонн.


Перспектива и Композиция - Часть 1


5) Мы нарисовали еще две колонны в центрах образовавшихся Х-ов высотой до красной ортогональной линии, точно так же, как мы уже делали в начале.


Перспектива и Композиция - Часть 1


6) Уберите линии перекрестных сечений, добавьте блок над колоннами, и у нас готова колонная основа для балкона! Данная техника, фактически, может повторяться столько, сколько вам нужно. Но помните, что каждый раз, когда вы совершаете деление, число колонн (или других объектов) становится больше, и значительно плотнее. Данная техника может быть также использована для сложных объектов с повторяющимися элементами, например, для рисования лестниц, арочных проемов, и окон.

РИСОВАНИЕ ЭЛЛИПСИСОВ И ЦИЛИНДРОВ

Кубы и блоки, и похожие фигуры, очень легко рисовать в перспективе, это точно.
А как на счет округлых объектов, таких как шар или цилиндр? Как они показывают себя в перспективе?

Ну, чтобы научиться рисовать эти объекты в перспективе, мы снова должны поместить их в блок, это поможет нам понять, как они существуют в пространстве.

Посмотрите на эти примеры:


Перспектива и Композиция - Часть 1


1) Здесь вы видите две точки, установленные на плоскости нашего рисунка. Для начала, мы должны создать коробку, в которой и будет существовать наш цилиндр.


Перспектива и Композиция - Часть 1


2) Вот наша коробка. Можете представить, что наша коробка – это кусок деревянной балки. Мы собираемся вырезать цилиндр из этого куска дерева. Первое, что нужно сделать, это найти эллиптические концы цилиндра. Первым делом надо найти центральные точки эллипса. Помните технику перекрестного сечения, которую мы применяли выше? Мы можем использовать ее здесь для точного определения середины цилиндра. Итак, давайте приступим и нарисуем тот самый Х на передней и задней части пока-еще-блока…


Перспектива и Композиция - Часть 1


3) С выполненным перекрестным сечением, мы теперь точно знаем, где проходит центр цилиндра. Далее, мы еще раз делим переднюю и заднюю части блока, только в этот раз проводим линии вертикально и горизонтально, что облегчит нам создание эллипса внутри этих квадратов.


Перспектива и Композиция - Часть 1


4) Синие линии показывают, где четыре конца нашего эллипсиса будут касаться квадрата, в котором он находится.


Перспектива и Композиция - Часть 1


5) Чтобы нарисовать эллипсис, мы должны начать с кончика синей линии, и прорисовать через розовую линию, создавая арку и касаясь следующей синей линии. Видите изогнутую линию на лицевой части блока? Это начало нашего эллипсиса. Давайте продолжим нашу линию до следующего конца синей линии, чтобы увидеть, как наш эллипсис обретает форму.


Перспектива и Композиция - Часть 1


6) И вот он, наш эллипсис, существующий в пределах передней и задней части коробки, в перспективе. Далее, мы должны определить стороны цилиндра.


Перспектива и Композиция - Часть 1


7) На данном этапе можно убрать линии перекрестного сечения, чтобы глазам было легче воспринимать картинку. Теперь, чтобы найти стороны цилиндра, нужно просто протянуть линию от краев эллипсиса к точке схода. Линия протягивается от верхнего и самого нижнего края эллипсиса.


Перспектива и Композиция - Часть 1


8) Теперь можно убрать обрамляющую коробку, стереть ортогональные линии, и перед нами готовый цилиндр, готовый прямо сейчас покатиться.

Вот и все! Так можно делать с чем угодно. Покрышки на машине, трубы на стене, длинный каньон или ствол ружья… Все, что имеет форму эллипсиса или цилиндра, может быть передано в перспективе посредством этой техники.

ОБЪЕКТЫ С САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ТОЧКАМИ СХОДА

Только потому, что сцена нарисовала в угловой или трехточечной перспективе, это не значит, что все объекты должны тянуться к этим двум или трем точкам схода. Если вы делаете именно так, все объекты, которые вы рисуете, будут параллельны друг другу! А в реальной жизни объекты разные и расположены по-разному. У этих объектов появляются свои самостоятельные точки схода и ортогональные линии, иногда даже свои линии горизонта!

Посмотрите на эти примеры для более тщательного ознакомления:


Перспектива и Композиция - Часть 1


1А) В этой сцене, выполненной в угловой перспективе, обратите внимание на объект, который тянется назад к точкам схода на линии горизонта. Что, если мы захотим добавить еще один объект, параллельный или перпендикулярный этому?


Перспектива и Композиция - Часть 1


2А) Легко! Задайте для этого объекта свои собственные точки схода! Обратите внимание, что объект так же тянется к линии горизонта, однако он в другой перспективе. Вторую точку схода этого объекта пришлось отодвинуть далеко за пределы плоскости рисунка во избежание искажения в перспективе. При создании нескольких перспектив, помните о том, что все объекты должны находиться в одном и том же ПО. Ваш рисунок будет казаться, мягко говоря, странным, если один объект будет искажен, как через широкоугольную линзу, тогда как другой объект будет абсолютно обычным.


Перспектива и Композиция - Часть 1


1Б) Вот еще один пример с еще большим числом объектов, каждый из которых находится в своей собственной перспективе. Заметили, что невысокий блок справа, на самом деле, в линейной перспективе, тогда как все остальные – в угловой?


Перспектива и Композиция - Часть 1


1В) Это касается и объектов со «склоном». Склон данной платформы тянется к точке в небе. Но не пугайтесь. Эта сцена все же в угловой перспективе. Только сам объект имеет свою отдельную третью точку схода. Любые объекты со склоном могут быть начерчены таким образом. Американские горки, например, или крыша дома?


Перспектива и Композиция - Часть 1


1Г) А как вам объекты, у которых свои самостоятельные линии горизонта? В таком случае объект не параллелен по отношению к земле или остальной части сцены. Второй плавающий блок в этой сцене немного развернут, что уже вырывает его из параллели с основной линией горизонта и плоскости земли. Зато этот блок параллелен к своей самостоятельной линии горизонта, и следует законам своей угловой перспективы.


Перспектива и Композиция - Часть 1


Здесь представлен мой рисунок, где объект находится под углом, который не параллелен остальным объектам вокруг. Эта картонная коробка имеет свои ортогональные линии и точки схода на линии горизонта. Такое «необычное» положение придает коробке более обычный вид в сцене – как будто кто-то бросил ее там и забыл про нее.

СОВЕТЫ ПО СОЗДАНИЮ ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУМАГЕ

Иногда, рисование угловой или трехточечной перспективы на бумаге может обернуться головной болью, когда точки схода находятся далеко за пределами плоскости рисунка. Для таких случаев существует несколько полезных приемов, которые помогут вам достичь 100%-но точной передачи перспективы, не тратя много времени на замеры ортогональных линий.

СОВЕТ 1: МЕТОД СКОТЧА И НИТКИ


Перспектива и Композиция - Часть 1


Этот метод очень точный.
Приготовьте нитку и закрепите ее скотчем на вашем столе, так же как и вашу бумагу. Вы можете натянуть нитку, чтобы найти все ортогональные линии для этой точки схода!
Также, в этом методе можно отказаться от использования нитки и расположить точку схода на куске скотча, приклеенного к столу. Можно использовать линейку, чтобы измерить каждую ортогональную линию по отношению к этому куску скотча.

СОВЕТ 2: ЛИНЕЙКА + ВАШЕ ТЕЛО

Этот метод быстрее, но может потребовать большей ловкости.
Представьте, что ваше тело – это точка схода.
Держите линейку перпендикулярно к вашей талии. Если повернуть талию, то линейка будет двигаться по бумаге как ортогональная сетка. Отличный метод для быстрых замеров. У вас только должна быть твердая рука и тело! Иногда лучше будет, если вам будет помогать ваш друг, на случай, если вы не дотянетесь до бумаги, чтобы нарисовать сетку.

СОВЕТЫ ПО СОЗДАНИЮ ПЕРСПЕКТИВЫ В ЦИФРЕ

Photoshop может очень сильно помочь вам в создании перспективы, особенно при работе с большими сложными сценами. Вот несколько примеров, где можно использовать Photoshop:

СОВЕТ 1: Удерживая клавишу Shift при выбранном инструменте Кисть (Brush), ограничивает работу кисти до вертикальных и горизонтальных линий. Удерживая Shift, кликнув в одной точке, затем в другой, можно автоматически создать прямую линию. На планшете учитывается нажим пера, так что с помощью него можно добиться очень интересных конусообразных линий.


Перспектива и Композиция - Часть 1


Быстро нарисованные горизонтальные лини, при удержании клавиши Shift. Будьте внимательны, не забывайте отпускать эту клавишу, когда начинаете новую линию, иначе вы получится зигзаги.


Перспектива и Композиция - Часть 1


Линии, нарисованные планшетной ручкой с удерживанием клавиши Shift. Линии автоматически формируются между двумя поставленными точками. Обратите внимание на конусообразность линий, которую я добился путем меньшего нажима на планшет с левой стороны и более сильного – с правой.

СОВЕТ 2: ИНСТРУМЕНТ ПЕРО (PEN TOOL) И СВОБОДНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ (FREE TRANSFORM) ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЕТКИ


Перспектива и Композиция - Часть 1


1) Выберите инструмент Перо (Pen tool) (или клавиша P).
2) Создайте вертикальный путь с двумя точками (удерживание клавиши Shift может добиться здесь идеальной прямоты линии).
3) Выберите инструмент Угол (Convert point tool) (Этот инструмент находится под Пером. Чтобы найти ее, кликните на Пере правой кнопкой мыши).
4) С помощью инструмента Угол пройдитесь по линии, которую только что создали, чтобы выделить ее.
5) Скопируйте линию (Cmd+C для Mac OS, Ctrl+C для Windows).
6) Вставьте линию (Cmd+V для Mac OS, Ctrl+V для Windows).
7) Отодвиньте линию на 10-20 пикселей, удерживая клавишу Shift и нажимая правую или левую стрелки на клавиатуре.
8) Снова используйте инструмент Угол, чтобы скопировать обе линии – первую и вторую.
9) Скопируйте и вставьте линии и раздвиньте их (удерживая Shift, образовав четыре полосы.
10) Повторите процесс, чтобы создать 8 линий.
11) Повторите процесс еще раз, чтобы линий оказалось 16. Можно продолжить, но 16 линий должно быть вполне достаточно. Используйте Угол, чтобы выделить только концы всех 16 линий и отрегулируйте их длину, чтобы сформировать квадрат.


Перспектива и Композиция - Часть 1


12) С помощью Пера соедините верхушку вашей первой линии с верхушкой последней (Это предотвратит появление ошибок при трансформации этих линий).
13) Выделите все пути, скопируйте и вставьте их, но в этот раз не отодвигайте их никуда.
14) Откройте режим Свободной Трансформации (Free transform) (Cmd+T для Mac OS, Ctrl+T для Windows).
15) Поверните линии на 90 градусов (удерживание клавиши Shift может помочь вам поворачиваться ровно на 15 градусов).


Перспектива и Композиция - Часть 1


16) Теперь у вас должно получиться что-то похожее на сетку.
17) Теперь можно свободно выделять все пути и применять режим Искажение (Distort) в Свободной Трансформации, чтобы свободно скручивать и поворачивать эту сетку в любую перспективы (Для доступа к этому рабочему пути, нужно открыть окно палитры «Пути» (Paths) и выбрать «Рабочий путь». Вы также можете скопировать слой с этим путем, чтобы можно было использовать его в дальнейшем на случай, если вы не хотите заново создавать новую сетку после трансформации последней). Для доступа к режиму Искажение (Distort mode) в Свободной Трансформации, сначала нажмите режим «Свободная Трансформация» и нажмите второй кнопкой мыши на сетке. Выберите «Искажение» (Distort) из меню. Передвиньте точки на краях сетки, чтобы согнуть или наклонить ее, т.е. придать ту перспективу, которая вам нужна для вашей сцены!

Посмотрите на сетки ниже, которые были изогнуты с использованием режима Искажение в Свободной Трансформации:


Перспектива и Композиция - Часть 1


Вот и все! Идеальные сетки перспективы готовы к вашим услугам. Используйте их с умом! Они – очень хорошие помощники при создании более сложных сцен. Вы задумывались о других возможностях Свободной Трансформации и Рабочих Путей? Как на счет создания серии квадратов? Вы можете трансформировать их, чтобы создать основу для объекта в любой перспективе!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эта первая часть посвящена линейной перспективе. Надеюсь, этот урок помог вам разобраться с этой, как на первый взгляд кажется, сложной темой.

Напоследок хочется дать совет по перспективе – рисуйте ее без остановки. Рисуйте разные сцены, объекты, автомобили, и т.п. в линейной, угловой и трехточечной перспективе. Когда в совершенстве овладеете этим искусством, вы почувствуете, что можете все – даже безошибочно угадывать перспективу в сцене. Когда достигнете этого уровня, все ваши труды будут вознаграждены!

Удачи и счастливого рисования!