Творчество и биография - Энсор Джеймс


Энсор Джеймс (1860-1949) — бельгийский живописец и график. Художник родился и вырос в портовом городе Остенде, где и провел почти всю свою жизнь. Облик этого приморского города с узкими улицами, населенными рыбаками и моряками, с ежегодными масленичными карнавалами и неповторимой атмосферой моря часто появляется во многих его картинах. Отец Энсора держал лавку, в которой продавались дары моря, раковины и экзотические растения, маски, куклы, чучела животных, фарфоровые изделия.

Человек образованный, увлекающийся музыкой и рисованием, он не нашел себя в жизни и поэтому всячески способствовал занятиям сына изобразительным искусством. Энсор учился в Академии художеств в Брюсселе у Я. Порталса, но академическая рутина не устроила его, и он покинул Академию в 1880 г. В 1881 г. Энсор вернулся в Остенде. Отсюда он совершил путешествия в Голландию, Париж, Лондон. Много времени Энсор посвя-|ал копированию произведений старых мастеров: Рембрандта, П. П. Рубенса, П. Брейгеля, И. Босха, А. Ватто, Пуссена, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Мане.
Большое влияние оказала на него живопись Дж. Тернера, на близость к которому особенно явно указывают произведения Энсора морскими мотивами. С 1884 г. Энсор — один из основателей группы «XX», а в 1905 г. он ставится членом антверпенского объединения «Современное искусство». В ранних работах Энсора сильны реалистические черты. Его пейзажи, портреты, натюрморты, написанные в 1879-1882 гг., некоторые исследователи называют «темной» живописью в отличие от «светлой» последующих лет. Таковы его картины «Колористка» (1880, собрание Во-дон-Руссо, Ватерлоо), «После полудня в Остенде» (1881). С 1883 г. художественная манера Энсора резко изменилась. Его пейзажи, натюрморты, сатирические сцены становятся линейно-плоскостными и упрощенными по форме. Более светлой становится и палитра художника. Пейзажная живопись зрелого Энсора проникнута ярким светом, придающим картинам экстатичное звучание. Небо, облака, вода, морские волны — все наполнено блеском и радужным сиянием, как будто пробивающимся сквозь туманную мглу. Художник писал: «Меня вел скрытый инстинкт, восприятие морской атмосферы, которая дышит в напоенных ею волнах, в бризах, в жемчужной дымке, в звуках ветра. Фантастические кувырканья облаков с их толпами причудливых созданий, танцующие миражи, резкие крики чаек, высоко вскидывающиеся чешуйчатые спины томных русалок, протяжные стоны шторма наполняли мое воображение радостью, отвагой и безрассудством».
Пронизанные романтическим духом пейзажи Энсора нередко подчинены религиозным мотивам, в них присутствуют смутные библейские образы, рожденные особым, ярко эмоциональным восприятием природы. Пейзажам Дж. Тернера близко полотно «Изгнание Адама и Евы из рая» (1887, Королевский музей изящных искусств, Антверпен). В картине «Христос, шагающий по водам» (1883, собрание А. Нейман, Брюссель) образ Христа, почти не видимый зрителю, озаряет стихию воды и неба сиянием многоцветной радуги и вносит в изображение природы мистические ноты. Пантеистическим звучанием отмечен пейзаж «Поражение восставших ангелов» (1889, Королевский музей изящных искусств, Антверпен), изображающий грозовую стихию, в красочном вихре которой растворяются фигуры ангелов, воспротивившихся Творцу. Вид вселенского пожара, сверкающими искрами пронзившего небо, напоминает реальную картину грозовой атмосферы летнего дня. Яркий свет, наполняющий пейзажи Энсора, символизирует божественную силу, свойственную природе, — таким образом художник выражает свое преклонение перед природной стихией и обожествление ее.
Бурная морская стихия заполняет пространство в напоминающем бушующее море Тернера полотне «Христос, усмиряющий бурю» (1891, Музей изящных искусств, Остенде). Парусная лодка со стоящим в ней Христом увлечена огромной волной, навстречу которой движется большая масса штормовых облаков с низвергающимися мощными водяными потоками. Маленькая фигура Христа, окруженная сверкающими лучами и охваченная стихией бури, кажется удивительно неподвижной на фоне перемещающихся потоков и вихрей. Ощущение сплошного сияния и света создается с помощью чередующихся радужных полос, которыми написаны море и небо.
Большое место в работах зрелого Энсора, наряду с пейзажем, занимают картины, посвященные теме масок, марионеток и карнавала. Впервые маски появляются в 1879 г. в его натюрмортах, а с 1880-х гг. этот мотив становится основным не только в живописи, но и в графике («Скандализированные маски», 1883; «Обычные маски», 1892 — обе в Королевском музее изящных искусств Бельгии, Брюссель; «Интрига», 1890, Королевский музей изящных искусств, Антверпен; офорты «Битва Золотых шпор», 1895, «Собор», 1886).