Творчество и биография - Брак Жорж

Брак Жорж — французский живописец, гравер, скульптор. 

В 1897-1899 гг. учился в Школе изящных искусств в Гавре, затем в академии Эмбера и в Школе изящных искусств в Париже (1902-1903). Его раннее творчество отмечено влиянием фовистов, особенно А. Дерена и А. Матисса. Именно в этот период художник чаще всего обращается к пейзажному жанру: пишет гавани, морские заливы с лодками, прибрежные постройки.

Одна из лучших работ Брака этого времени — картина «Антверпенский порт» (1906, частное собрание, Швейцария), написанная в Бельгии, куда художник ездил вместе с О. Фриезом. Чередующиеся горизонтальные ритмы (набережная; суда, стоящие у причала и плывущие по воде; противоположный берег и дома на нем) придают композиции стройность и четкость. Выразительность изображения достигается за счет темных силуэтов кораблей и человеческих фигур на берегу. Хотя основную роль играет рисунок, подчиняющий себе краски, колорит в картине выполняет значительные функции. Причал, лодки и корабли выполнены в сочных зеленых и красных оттенках повторяющихся в отражениях на воде. Над домами, водой, судами раскинулось розово-сиреневое небо.
Яркие впечатления, полученные Браком от поездок к Средиземному морю, преобразились в цикл пейзажей, посвященных восхитительной природе юга. Эти работы, отличающиеся сложностью цветовых сочетаний, напоминают живопись А. Дерена и М. Вламинка («Эстак», 1906, частное собрание, Париж; «Пейзаж в Эстаке», 1906; «Оливы близ Эстака», 1907 — обе в Музее современного искусства, Париж). Нередко художник пользуется дивизионистской техникой, особенно характерно это для пейзажей с изображениями моря и неба.
В 1907 г. Брак познакомился с П. Пикассо. Встреча двух художников положила начало длительному сотрудничеству. Постепенно от фовизма художник переходит к кубизму. Из его пейзажей исчезает небо и воздух, пространство становится плоскостным и заполняется похожими на геометрические фигуры постройками («Дома в Эстаке», 1908, частное собрание, Берн).
В 1909-1911 гг. Брак оставляет пейзажный жанр. В эти годы он работает над картинами, которые были отнесены к живописи «аналитического кубизма» («Скрипка и палитра», 1909-1910, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Женщина с мандолиной», 1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен; «Натюрморт со скрипкой», 1911, Музей современного искусства, Париж). Для этих картин характерна ограниченность цветовой гаммы: почти все полотна написаны в серых и зеленовато-желтых тонах, им свойственна рассеченность естественных форм на небольшие призматические грани, создающие подвижную кристаллическую структуру.
В начале Первой мировой войны Брак отправляется на фронт, где получает ранение в голову. К занятиям живописью художник смог вернуться только в 1917 г. Он вновь обращается к пейзажу, линии которого становятся более мягкими и плавными, а колорит — сдержанным и изысканным. Картины наполняются светом, делающим краски почти прозрачными. Таково полотно «Баркасы на пляже» (1929, частное собрание, Париж). Глядя на картину, зритель угадывает черты северного побережья Франции, его песчаные отмели, утесы, нависающие над морем, лодки на берегу. Мягкие линии и тонкие оттенки серовато-синего и розового придают изображению своеобразное очарование, но в то же время темно-серые и черные тона, в которых написано море, небо и земля, вносят в картину драматические ноты. Эта напряженность свойственна и другим нормандским пейзажам Брака, например одной из его последних работ «Марина. Непогода» (1959, Галерея Мэг, Париж). Художник пишет море и берег, почти скрытые черной пеленой дождя, яркими желтыми пятнами выделяется лишь песок на берегу.
Горизонтально вытянутые форматы, подчеркивающие монотонность и однообразие морских побережий и равнин, старые, забытые на берегу лодки рождают чувство печали и одиночества («Морской пляж. Варанжвиль», 1952, Галерея Мэг, Париж; «Равнина», 1955, частное собрание; «Лодка», 1960, частное собрание).