Творчество и биография - Кандинский Василий Васильевич

Кандинский Василий Васильевич, выдающийся русский художник, теоретик «беспредметного искусства».
 Родился в Москве в семье купца первой гильдии. В 1871 семья переселилась в Одессу, где отец управлял чайной фабрикой. Учился в Одессе в гимназии (1876—85), затем на юридическом факультете Московского университета (1886—92). К тридцати годам (1896) предпринял несколько путешествий по империи, связанных с его научными интересами (в области права, политической экономии, этнографии), публиковался в различных изданиях, готов был занять кафедру в Дерпте. Однако, переменив намерения, решил посвятить себя живописи. Уехал в Мюнхен, где два года посещал школу А. Ашбе (1897—98). В 1900 он вместе с П. Клее поступил в Королевскую академию к Ф. Штуку. С этого момента жизнь Кандинского связана исключительно с искусством. Первая из известных картин художника — «Одесский порт» (конец 1890-х) выставлялась в экспозиции Товарищества южнорусских художников в Одессе и в московском Товариществе художников.

В 1901 Кандинским было основано художественное объединение «Фаланга», в школе которого он преподавал с 1902. За четыре года существования «Фаланги» в ее двенадцати выставках участвовали мастера разных стран, связанные с искусством модерна. Творчество Кандинского этого периода (1900—07) отличалось полистилизмом. Он работал в технике ксилографии, создавая произведения в духе «Сецессиона» и неоимпрессионистические картины: «Шлюз» (1901), «Водопад» (1902), «Изар у Гросхесселоэ» (1903). Период натурного пейзажа в творчестве Кандинского исключительно важен: он наметил основные черты его будущей живописной манеры. В эти годы Кандинский работал в России, Голландии, Италии, Париже и Тунисе, но более всего — в Мюнхене.
С 1902 Кандинский регулярно участвовал в выставках берлинского «Сецессиона», а с 1904 — парижского Осеннего салона. К этому времени сформировался его стиль. В первой большой картине Кандинского — «Пестрая жизнь» (1907) — проявились основные черты почерка художника. В 1909 создал еще одно художественное объединение — «Новое объединение художников». В выставках этого объединения участвовали П. Пикассо, Ж. Брак, А. Руо, Ван Дон-ген, Вламинк и др. 1911 год был трудным для художника. Он развелся со своей кузиной А. Чемякиной и вынужден был покинуть «Новое объединение художников» из-за разногласий. С энтузиазмом Кандинский взялся за создание еще одного объединения — «Синий всадник». Обе организованные объединением выставки стали событиями культурной жизни Европы. В альманахе объединения нашли отражение истоки искусства XX века. К этому времени нападки на абстракционизм Кандинского стали столь сильны, что художники с международной репутацией, такие, как П. Клее, Ф. Леже, X. Арп и Г. Аполлинер, выступили с публичным протестом против распоясавшейся критики. В 1914 в связи с началом первой мировой войны был вынужден покинуть Германию и через Швейцарию, Италию и Балканы вернулся в Россию. Долго не писал картин. В 1917 женился на Нине Андриевской, ставшей верной спутницей художника до конца его дней. После революции вел активную деятельность по перестройке художественной жизни России. Он был назначен членом Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Преподавал во ВХУТЕМАСЕе. В 1919 стал соучредителем Музея живописной культуры в Москве. Принимал участие в создании 22 провинциальных музеев. В 1921 уехал в Германию для создания международного отдела Российской академии художественных наук. Получил приглашение преподавать в Баухаузе. Обосновался в Берлине. После его закрытия нацистами уехал во Францию.
Отказавшись от предметного изображения, Кандинский разработал три типа абстрактных картин, которые легли в основу его дальнейшего творчества: импрессии, импровизации и композиции. Именно в последних его творчество достигло наибольшего воплощения.