Творчество и биография - Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер, великий немецкий художник, крупнейший представитель культуры Возрождения в Германии. Родился в Нюрнберге в семье золотых дел мастера, выходца из Венгрии. Первоначально учился у отца, затем у нюрнбергского живописца М. Вольгемута (1486—89). В годы учебы и в годы странствий по Южной Германии (1490— 94), во время поездки в Венецию (1494—95) впитывал наследие XV века, но главным его педагогом стала природа.


Для Дюрера, как и для Леонардо да Винчи, искусство представлялось одной из форм познания. Он создавал изумительные натюрморты, пейзажные акварели, изображал животных, драпировки, цветы и т. д. Дюрер первым в Германии начал рисовать обнаженное тело. Его безупречно тонкие рисунки проникнуты любовным отношением к природе. Великий живописец, гравёр и рисовальщик, он также изучал математику, перспективу, анатомию и интересовался гуманитарными науками. Создал ряд ученых трактатов, в числе которых «Руководство к измерению» (1525), «Четыре книги о пропорциях человека» (1528). Но к научным трудам художник обратился на склоне лет. В молодости же, вернувшись из путешествий по Южной Германии, Швейцарии, Венеции, он основал собственную художественную мастерскую, где развернулась его многогранная деятельность. Мастер Вольгемут, узнав о приезде Альбрехта, поспешил его навестить. Теперь уже учитель искал встречи со своим бывшим учеником. Еще больше поседел старый мастер. Из его мастерской многие подмастерья, окончив курс учения, разъехались, в том числе и рыжий Ксавер, ушедший искать своего счастья на севере Германии. Некоторых привлекла Вена, огромный столичный город, где было свободнее жить художникам. Губерт — Водяная Мельница все так же работал в гильдии художников.
Старый Дюрер с гордостью посматривал на своего старшего сына, который рассказывал о своем путешествии, о жизни в Венеции. Сын становится известным художником! Альбрехт сказал, что выучил итальянский язык, освоил хорошо латынь и прочел много книг по математике, астрономии, физике, оптике. Долго показывал он Вольгемуту свои картины, гравюры и рисунки. — Да, Альбрехт, — сказал Вольгемут, — теперь ты настоящий, первостепенный мастер Вижу по безукоризненным линиям твоего рисунка. А гравюры у тебя такие, что им позавидовал бы сам Шонгауэр, будь он жив. Недаром пропел тебе дифирамб великий Джованни Беллини. Мне сейчас вспомнилась одна интересная история, случившаяся чуть ли не двести лет назад. Хочешь, расскажу тебе ее? — Конечно, хочу, дорогой мастер Вольгемут! — Так вот, эта история произошла с великим итальянским художником Джотто. Видишь ли, римский папа желал украсить самыми прекрасными фресками базилику Святого Петра. Папа послал своего придворного искать лучшего в Италии художника. Многие живописцы показывали придворному свои картины, иные просто расхваливали сами себя. Но придворный, боясь гнева римского папы, все искал и искал необыкновенного художника. Когда он приехал во Флоренцию, он явился к Джотто и рассказал ему о папском поручении. «Сейчас я покажу вам, как я пишу!» — ответил Джотто. Он взял лист бумаги, кистью нарисовал на нем совершенно правильный, безукоризненный круг и вручил лист изумленному посланцу папы. Когда римский владыка увидел круг и услышал рассказ придворного, то спросил: «Неужели это сделано без циркуля?» — «Джотто при мне делал это рукой!» — был ответ придворного. Папа покачал головой и наконец вымолвил: «Ну, значит, Джотто самый ловкий и талантливый художник. Мы поручим ему расписывать стены базилики Святого Петра».
Вольгемут, закончив рассказ, умолк, искоса поглядывая на Альбрехта. — Это что же, был самый удачный фокус Джотто? — спросил Дюрер. — Я думаю, друг любезный! Кто же еще может сделать без циркуля геометрически правильный круг кисточкой! — ответил Вольгемут. Дюрер помолчал, нервно пошевелил пальцами правой руки. Потом вдруг встал и извлек из ящика большой лист бумаги и угольный карандаш. Он поудобнее уселся у стола и быстро круговым движением провел карандашом по бумаге. — А сейчас, мастер Вольгемут, я принесу из мастерской циркуль! — сказал Альбрехт. Вольгемут отыскал центр круга. Ножка циркуля описала круг, который полностью совпадал с кругом, нарисованным рукой Дюрера. Старый художник глядел широко раскрытыми глазами на своего бывшего ученика. — Ты творишь чудеса, Альбрехт Дюрер! — вымолвил он наконец.
Дюрер писал портреты, закладывал основы немецкого национального пейзажа, преобразовывал традиционные библейские и евангельские сюжеты, обогащая их новым жизненным содержанием. Особое внимание художника привлекала гравюра (вначале — ксилография, а затем гравюра на меди). К ранним произведениям Дюрера (главным образом рисунки и гравюры) относятся выполненные серебряным карандашом «Автопортрет» (1484) и «Портрет отца» (ок. 1486). В гравюрах на дереве и на меди мифологические сюжеты переплетаются с мотивами средневековой фантастики, морализирующая сатира — с жанровыми сценами и остро подмеченными бытовыми подробностями: гравюры на меди — «Смерть» (1494—95), «Св. Хризостом» (1496—97), «Три крестьянина» (ок. 1497), «Блудный сын» (ок. 1498); гравюры на дереве — «Мужская баня» (ок. 1497—98), «Самсон» (ок. 1497), «Геркулес» (ок. 1498). Дюрер смело расширил тематику графики, привлекая литературные и бытовые сюжеты. Высшее творческое достижение этих лет — серия гравюр на дереве из шестнадцати листов на темы Апокалипсиса (1498): сцены гибели и кары приобрели в предреволюционной Германии злободневный смысл (грозным пафосом веет от листа «Четыре всадника», вера в победу светлого начала определяет смысл листа «Битва архангела Михаила с драконом»). Гравюра «Четыре всадника». Всадники — это война, мор, суд и смерть. Они мчатся со всеуничтожающей силой, и перед ними падают, гибнут настигаемые ими люди. Первым падает головой прямо в разверзшуюся пасть ада некий церковник в своем облачении. Под копытами лошадей корчатся разные люди — богатые, упитанные. Только одна фигура, подняв руку и как бы обороняясь, стоит на ногах — это по виду бедный горожанин, для него еще есть надежда найти спасение. В гравюре «Шестая печать» огненный дождь хлещет с неба. Под ним падают император, римский папа со смертельной гримасой, монах с бритой головой, епископ в митре. И спасаются только просто одетая женщина и ребенок.
В этой серии Дюрер изображал как будто фантастические образы и фантастические сцены. Но это было лишь внешним прикрытием. На самом деле художник отражал здесь настроения своей эпохи, ожидание прихода того нового, что должно было растоптать, испепелить невыносимое зло, царившее в окружающей жизни. Дюрер не мог это высказать в прямой форме. А священный авторитет «Апокалипсиса» защищал его от карающего глаза властей и инквизиции. Гравюры производили сильное впечатление не только своим глубоким содержанием, но и великолепным мастерством исполнения. Талант Дюрера расцветал. Искусство гравюры в его руках становится могучим средством художественного изображения, какого, пожалуй, не достигал ни один мастер до него.
Многие работы Дюрера недолго оставались у него в мастерской. Его жена Агнеса и старая мать, Барбара Дюрер, продавали его рисунки и особенно гравюры в дни ярмарок и праздников в Нюрнберге. Иногда ездили они для продажи в ближайшие города — в Аугсбург и Франкфурт-на-Майне. К числу ранних живописных работ Дюрера относятся два автопортрета (1493 и 1498), «Портрет отца» (1497), «Портрет О. Креля» (1499), несколько религиозных композиций («Дрезденский алтарь», ок. 1496, и др.). Картины и портреты Дюрера отличаются простотой и ясностью характеристик, четким рисунком. 1500-й год стал переломным в творчестве Дюрера: с этого времени он начал работать над воплощением гармонического образа человека, построенного на изучении классических образцов. Эти искания нашли свое выражение в живописном автопортрете (1500), где ренессансная ясность образа человека той эпохи соединилась с взволнованным восприятием мира. Все чаще пафос и драматизм ранних работ сменялись уравновешенностью и гармонией, усиливалась роль спокойного повествования с лирической интонацией (цикл «Жизнь Марии», гравюра на меди «Адам и Ева», 1504); в эти же годы уже прославившийся мастер приступил к созданию двух серий гравюр «Страсти» («Большие страсти» и «Малые страсти»), а также выполнил несколько заказных работ: «Паумгертнеровский алтарь» (ок. 1500), «Оплакивание Христа» (ок. 1500), «Поклонение волхвов» (1504). Сохранились сведения, что в те же годы Дюрер много занимался архитектурой и скульптурой, изучал строительное дело и фортификацию. После поездки в Венецию (1506—07) Дюрер создал алтарную композицию «Праздник четок» (1506) и «Женский портрет» (1506). Вершину творчества мастера знаменуют три гравюры на меди: «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Св. Иероним» (1514). «Меланхолия» (1514), где Дюрер обобщил представление гуманистов того времени о духовной деятельности человека. Простая келья с простой, строгой обстановкой. Сквозь полукруглые окна льется мягкий свет. Иероним углублен в писание книги. Тишину и спокойствие этой обстановки подчеркивают лев и собака, мирно дремлющие рядом. Под видом кельи святого Дюрер изобразил кабинет ученого. Так, вероятно, работали над своими трудами ученые-гуманисты того времени. Дюрер сочувствовал их идеям, их стремлениям к знаниям, к разуму. Художник намеревался размножить портреты лучших гуманистов — математиков, философов, астрономов — во многих экземплярах и распространить их по Германии.
Гравюра «Иероним в келье» принадлежит к числу наиболее выдающихся произведений Дюрера. Он достиг в ней высот своего мастерства. С необычайной силой передал он ощущение пространства в этой келье и царящую в ней атмосферу духовной чистоты. Если в гравюре «Меланхолия» для изображения напряженности раздумья он давал резкое пересечение штрихов, острые грани, колкие углы, то здесь, напротив, он применил плавные, спокойные линии, мягкие горизонтали и достиг изображения глубоко тихой, веющей миром картины. Тонкая, подвижная гамма линий позволила ему осветить всю картину нежной игрой солнечных лучей.
Особенно следует выделить портретные работы 1520-х, когда в искусстве Дюрера стали заметнее веяния эпохи Крестьянских войн и Реформации. Героями портретов выступали люди могучего духа, мятежные, устремленные в будущее: Бернгард фон Рестен (1521), энергичный Хольцшуэр (1526), «Неизвестный в черном берете» (1524). Творческие искания художника завершили «Четыре апостола» (1526), где образы Павла, Петра, Иоанна и Марка исполнены внутреннего огня. Это самое позднее произведение Дюрера превосходит монументальностью все ранее сделанное им в живописи. Живший на грани двух эпох, великий мастер отразил в своих работах трагизм социальных кризисов, закончившихся разгромом Крестьянской войны. Его творчество определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения, а влияние на современников было так велико, что проникло даже в Италию и Францию.
С конца 1526 года Дюрер почти не дал новых произведений. Силы этого неутомимого творца были подорваны, истощены сорокалетней неустанной работой. Сорок лет в неугасимом огне вдохновения щедрой рукой создавал Дюрер великое множество гравюр, картин и рисунков, обогащая мировое искусство. Художник горел в порывах своего творчества... Еще за несколько лет до своей смерти Дюрер изобразил себя с помощью зеркала обнаженным по пояс. Правой рукой показывает он на желтоватое пятно в том месте, где находится селезенка. Надпись на портрете поясняла: «Там, где находится желтое пятно, на которое указывает палец, там у меня болит». Дюрер послал рисунок врачу, но никто не мог ему помочь. Приступы тяжелой болезни повторялись все чаще. Вместо прежнего цветущего жизненной силой человека теперь в знаменитой мастерской бесплодно сидел, съежившись в кресле, худой, страдающий старик. 6 апреля 1528 года, после нескольких дней мучительных страданий, Дюрер скончался. Вся Германия и Нидерланды оплакивали его смерть. Дюрера похоронили на кладбище в Нюрнберге. Пиркгеймер приказал выбить на мраморной доске на могиле краткое изречение:
Смертная Дюрера часть В этой могиле сокрыта... В словах этих заключалась великая правда: творения Дюрера остались бессмертными.