Творчество и биография - Пуссен Никола

Пуссен Никола (1594—1665), выдающийся французский живописец, ведущий представитель классицизма.
Родился в деревушке Андели в Нормандии в семье мелкого землевладельца. Первоначально учился у себя на родине у малоизвестного, но довольно талантливого и грамотного странствующего художника К. Варена. В 1612 Пуссен отправился в Париж, и там его учителем стал Ж. Ааллеман. В Париже он подружился с итальянским поэтом Марине. Последний заказал Пуссену иллюстрации к своей поэме «Адонис».


Эти рисунки, дошедшие до нас, — единственное свидетельство о произведениях Пуссена раннего парижского периода. Разочаровавшись в учителях, в 1623 уехал в Венецию, а в 1624 — в Рим. В 1624 Пуссен, будучи уже известным художником, изучал римскую скульптуру в мастерской художника Доменикино. С удвоенным усердием продолжал свои теоретические штудии: изучал геометрию, законы перспективы, оптику, анатомию, читал античную литературу, историю, Священное Писание, знакомился с теоретическими сочинениями по искусству Л.Б. Альберти, А. Дюрера, Леонардо да Винчи.
Первые годы в Италии были временем поиска. Работы этого периода носили печать современного ему искусства, главным образом Караваджо: «Избиение младенцев» (1628. Шантильи. Музей Кондэ), «Мученическая смерть Св. Эразма» (1629. Рим. Ватиканская пинакотека). Их характеризовала сила изображаемых эффектов, перегруженность композиции, резкие ракурсы фигур, тяжелые тени. «Мученическая смерть Св. Эразма» предназначалась для собора Св. Петра, теперь она заменена мозаичной копией. Это был единственный официальный заказ, полученный Пуссеном во время длительного пребывания в Риме.
На рубеже 20—30-х почерк мастера изменился. Колорит под влиянием венецианцев и Тициана стал теплым. Наиболее известные работы этого периода — «Царство Флоры» и «Ринальдо и Армида» (Гос. музей изобразительных искусств им. А. Пушкина). Появились первые классицистические произведения, в которых изображаются только герои, героические действия, героические чувства. Все элементы картины подчиняются единому центру. Рисунок становится четким.
В Риме Пуссен нашел себе покровителей в лице влиятельного кардинала Франческо Барберини и Кассиано дель Поццо. Для последнего была написана серия картин «Семь таинств». Она получила известность и привлекла внимание к художнику. А картины «Разрушение Иерусалима», «Похищение сабинянок» (Париж. Лувр), «Танкред и Эрминия» (Гос. Эрмитаж) принесли Пуссену широкое признание. В решении темы у Пуссена отчетливо выступают два аспекта: в одном как бы присутствуют отдельные участники события, их энергия, страдания, энтузиазм и т. д., но прежде всего — их личная доблесть и гражданское мужество; в другом - некая высшая идея, высший смысл происходящего, которым подчинены индивидуальные чувства, ибо в событии, как его трактует Никола Пуссен, все предопределено государственной необходимостью и общественным долгом.
Пуссен обращается к легендарным сюжетам, но говорит как француз XVII века, - он воплощает в них передовые для своего времени идеи и представления о роли личности, о возможностях и достоинстве человека, представления, родившиеся на исторически прогрессивном этапе национального развития, на волне общественного подъема, который в тот период переживали французская нация и государство. Разумность, осмысленность событий и человеческих поступков призвана выявить в первую очередь художественная структура картины. Композиция строго упорядочена: «Нужно отбросить все мелкое, чтобы не противоречить возвышенному смыслу рассказа», - писал Пуссен; пространство легко обозримо, планы располагаются параллельно холсту и четко следуют один за другим; для действия отведена небольшая зона переднего плана. Размещение персонажей должно создать впечатление естественности происходящего и сделать очевидной роль каждого из действующих лиц; отсюда — определенность выражения, ясное значение жестов. Пуссен сопоставляет персонажи и отдельные группы так, чтобы умерить страсти, уравновесить аффекты. Другая ведущая тема в искусстве Пуссена конца 20-х-30-х годов - единство человека и природы. Художник часто вдохновлялся сюжетами античной мифологии - Пуссену было близко тогда чувство счастливойя гармонии и безоблачной радости бытия, которым исполнены легенды античности. В «Триумфе Флоры» (начало 30-х гг., Париж, Лувр), «Венере и сатирах» (30-е гг., Лондон, Национальная галерея), «Диане и Эндимионе» (начало 30-х гг., Детройт, Институт искусств), «Воспитании Юпитера» (начало 30-х гг., Лондон, Далидж-колледж), «Триумфе Нептуна и Амфитриты» (Филадельфия, Художественный музей), в многочисленных вакханалиях словно оживает языческая стихия древнего мифа.
В картине «Царство Флоры" (1631 -1632, Дрезден, Картинная галерея), созданной по мотивам «Метаморфоз» Овидия, изображены персонажи античных легенд, после смерти превратившиеся в цветы. Все они оказались в царстве юной богини весны Флоры, чей образ символизирует вечное обновление природы и возрождение жизни. В дрезденской композиции полно воплотилась гармоническая цельность мироощущения, свойственная Никола Пуссену в 20-30-е годы.
В искусстве Пуссена 20-30-х годов создан прекрасный мир, где царствует совершенный телом и духом человек. Но это мир не только рационалыю осмысленный, но и глубоко прочувствованный художником, - недаром огромная роль в произведениях этих лет отводится колориту.
Истинно венецианской по красочной гамме, словно пропитанной насыщенными золотыми тонами, является дрезденская «Венера и пастухи» (конец. 20-х гг.). В «Царстве Флоры» цвет по-весеннему радостен, чист и прозрачен. В московской картине «Ринальдо и Армида» (1625-1627) глубокие красные, золотисто-желтые и контрастные им синие тона напоены ликующим счастьем страстного чувства, пробудившегося в героях. В «Танкреде и Эрминии» (30-е гг., Ленинград, Эрмитаж) контрапункт горячих и холодных тонов передает и драматическую взволнованность сцены, в которой еще слышатся отзвуки героической битвы, и силу любовного порыва Эрминии.
Пуссен стремится воплотить вечные идеалы красоты и героики. Не случайно он преображает, корректирует реальные, взятые в природе формы так, чтобы они были близки пластическому идеалу античности; характерно и то, что чрезвычайно важное место в его живописном языке принадлежало форме и рисунку, линии. Но первостепенное значение имела для Пуссена композиция. Если для Декарта основой науки стал математический метод, то для Пуссена основой живописного творчества стали точные, непреложные законы художественной организации произведения.
Вторая половина 30-х — один из наиболее счастливых для Пуссена периодов: кардинал Ришелье в 1639 пригласил Пуссена украсить Луврскую галерею, Людовик XIII возвел его в звание первого королевского живописца. В Париже Пуссен имел множество заказов, но приобрел противников в лице художников, ранее получивших заказ на роспись Луврской галереи.
В 1642 из-за интриг Пуссен возвратился в Рим. Писал картины на мифологические сюжеты в ярко выраженном классическом стиле. В его работах чувствуется тщательная предварительная подготовка: он изготавливал маленькие восковые модели фигур для своих картин, экспериментируя с различными композициями и освещением. Цвет имел для него второстепенное после линии значение. Пуссен является создателем так называемого героического пейзажа, на фоне которого развертываются сцены жизни золотого века. В изображении фигур придерживался античных образцов, определив таким образом направление развития французской школы живописи.
Следующий этап - 40-50-х годы. В это время художника привлекают главным образом философски значительные темы. В Евангелии и Библии он выбирает наиболее драматические и торжественные эпизоды, а в античной истории его интересует прежде всего стоическая мораль ее героев - Овидию он предпочитает рассказы о людях, чья воля торжествует над страстями (Кориолан, Сципион, Диоген и др.). Гармонию существования, душевное равновесие персонажи Пуссена и сам художник обретают ныне не естественно, стихийно, как в произведениях 20 - 30-х годов, а в глубоком осмыслении жизни, в способности презреть все суетное, преходящее ради обладания высшей истиной, то есть главной идеей бытия, дарующей человеку счастливое согласие с миром.
Шедевром живописи Пуссена этого периода явился второй вариант композиции «Аркадские пастухи» (ок. 1650, Париж, Лувр). В сознание простодушных и счастливых обитателей легендарной пастушеской страны неожиданно входит мысль о неизбежном конце. Она кажется несовместимой с их цветущей жизненной силой и красотой, с красотой и умиротворяющей тишиной природы. Но мысль о смерти не привносит диссонанса. Женщина, величественная и прекрасная, как античная богиня, жестом руки успокаивает взволнованного юношу и его спутников: она поняла печальный смысл этих слов и осознала их правоту. Художник призывает к стоическому примирению с роком, к мудрому приятию жизни. Идея неотвратимой смерти не должна нарушить гармонической ясности духа.
Математическая рассчитанность композиционного построения, совершенное равновесие фигур в пространстве, тщательный отбор деталей, чеканный рисунок, обобщающий форму и дающий ей ясность и определенность, ровное рассеянное освещение, в котором все элементы картины видны с одинаковой четливостью, рождают ощущение возвышенного и торжественного покоя.
«Аркадские пастухи» - законченное воплощение концепции классицизма и того искусства «величественного стиля», о котором мечтал Пуссен.
В 40-50-е годы живописная манера Пуссена стала более строгой, суровой, эмоциональное выражение -сдержанным, даже скупым. Из его искусства ушла лирическая наполненность и непосредственность жизнеощущения. Колорит лишился прежнего богатства, теплоты и сочности, - красочная гамма строится теперь на сопоставлении нескольких насыщенных и контрастных пятен чистого локального цвета, только обозначающего предмет.
Пуссен был величайшим французским художником XVII века и крупнейшим представителем классической живописи – по масштабу дарования, по глубине содержания и широте проблематики.