Творчество и биография - Ван Дейк Антонис

Ван Дейк Антонис, выдающийся фламандский живописец. Родился в Антверпене в семье богатого коммерсанта. Первоначально учился у антверпенского живописца Хендрика ван Балена. В 1618 поступил в мастерскую Рубенса. Начал свою работу с копирования его картин. А вскоре стал главным помощником Рубенса при выполнении больших заказов. Получил звание мастера гильдии Св. Луки в Антверпене (1618).


Влияние Рубенса сказывается во многих религиозных и мифологических композициях ван Дейка этих лет, в частности в «Святом Мартине» из церкви Савентема. Легенда рассказывает, как молодой рыцарь Мартин, встретив на своем пути дрожащего от холода, полуобнаженного нищего, разрезал свой плащ и половину отдал несчастному. Образу элегантного, благородного рыцаря художник противопоставляет мускулистые грубоватые фигуры нищих. Подобные образы впоследствии совершенно исчезают в творчестве ван Дейка. Изображение грубой силы не свойственно его натуре, стремящейся найти во всем грацию, изящество и одухотворенность.
К числу наиболее значительных религиозных композиций этого периода принадлежат также «Венчание тернием» из музеев Мадрида и Берлина и «Поцелуй Иуды» из Мадрида. В последнем произведении художник достигает необычайной экспрессивности и драматизма. На картине запечатлен момент, когда Иуда привел на Елионскую гору толпу вооруженных людей, чтобы захватить Христа. Идущий во главе быстро надвигающейся толпы предатель устремился к Христу. Его затемненное лицо противопоставлено ярко освещенному спокойному лицу Христа. Трепетный, мерцающий свет факела, вырывающий из глубокой ночной тьмы головы, поднятые руки и некоторые фигуры, подчеркивает динамику композиции, усиливает зловещее настроение, рождает предчувствие трагической развязки.
Первые работы Ван-Дейка были созданы под влиянием Рубенса, но молодой художник быстро обретал самостоятельную манеру письма. Это проявилось в самых первых полотнах Ван Дейка — серии «Головы апостолов» (1618), в портретах антверпенских бюргеров, сдержанных и скромных, не претендующих на внешний блеск (1618—21). В эти же годы Ван-Дейк написал серию картин на религиозные темы («Мучение Себастьяна», «Распятие Петра»).
В 1621 художник уехал в Италию. Посетив Рим, Венецию, Мантую, он поселился в Генуе (1621—27). Генуэзский период — самый плодотворный в его творческой судьбе. Ван Дейк сумел найти идеальное сочетание реалистических традиций живописной школы Рубенса с влиянием венецианской живописи. Генуэзские портреты Ван Дейка отличаются особой грацией, живостью и красотой колорита, утонченностью образов, тонкой психологической нюансировкой: «Маркиза Дураццо», «Гвидо Бентивольо» (ок. 1623). Прекрасными образцами генуэзских работ ван Дейка могут служить портреты маркиза и маркизы Бриньоле Сале, выполненные в 20-х годах.
В парадном, торжественном портрете маркизы из собрания Аберкорна в Лондоне величие и декоративность сочетаются с тонкой эмоциональной характеристикой. Одетая в тяжелое, пышное платье, маркиза, чуть приподняв его рукой, как бы проходит мимо, пристально всматриваясь в зрителя. Ее красивый, богатый наряд особенно подчеркивает хрупкость облика молодой женщины, живость ее юного лица. Маркиза Бриньоле Сале ван Дейк изобразил верхом на красивом коне. Это уже не тот, несколько тяжеловатый конь, которого мы видели в «Святом Мартине». Прекрасное животное, как и сам всадник, полно грации и изящества. В облике и осанке молодого маркиза ван Дейк подчеркивает благородство и достоинство, отличающее представителей высшей знати. Молодой человек спокойно и внимательно смотрит на нас. Но в этом взгляде сквозит какая-то затаенная грусть, придающая портрету оттенок меланхолии, характерной для многих произведений художника. В этом полотне проявилось великолепное композиционное мастерство ван Дейка, его умение передать порывистое и естественное движение фигуры, органически связать ее с эффектным пейзажным фоном. Ощущению изящества и утонченности, которое рождает эта работа, немало способствует гармоничный колорит, построенный на сочетании изысканных сероватых и черных тонов. Вернувшись в Антверпен (1627), Ван Дейк издал свою знаменитую «Иконографию» — собрание гравированных в технике офорта портретов выдающихся современников. В это же время художник создал серию портретов фламандских художников, которая является вершиной его работ реалистического плана. Это портреты Снайерса, де Крайера, Броувера.
Одно из прекрасных полотен этого же времени — портрет знаменитого фламандского художника Франса Снейдерса. Его поза внешне спокойна. Однако, вглядевшись в усталое грустное лицо и тонкие руки, мы живо ощущаем нервный, подвижной характер этого человека, напряженность его внутренней жизни. Тонкая эмоциональность, романтическая взволнованность образа усиливается сопоставлением темного занавеса с ярко освещенным лицом и далеким светящимся небом.
1621-м годом кончается первый период деятельности художника. В конце этого года он отправляется в Италию для завершения своего художественного образования, где проводит шесть лет. Еще до отъезда ван Дейк был знаком с работами итальянских мастеров, находившихся в художественных собраниях Фландрии. Теперь он более глубоко изучает произведения венецианских художников и особенно Тициана, влияние которого сказывается во многих его религиозных композициях. Такова одна из самых поэтичных картин этого времени, овеянная тонким лиризмом «Мадонна с младенцем» из галереи Корсини в Риме. Лицо матери, склонившейся над своим ребенком, полно обаятельной нежности и в то же время грусти; мать будто предчувствует ужасный конец сына. Глубокое человеческое чувство этого произведения доминирует над религиозным содержанием.
За шесть лет, проведенных в Италии, ван Дейк, кроме Венеции, побывал в Риме, Флоренции, Мантуе, Палермо и в других итальянских городах. Но большую часть этого времени он прожил в Генуе, отчего весь этот период часто называют генуэзским. Здесь в свое время побывал Рубенс, которого высоко ценила местная знать. Естественно, что и его ближайший сотрудник нашел в этом городе прекрасный прием. Генуэзские аристократы наперебой заказывают портреты художнику, который, несмотря на свою молодость, уже приобрел большую известность. Под влиянием вкусов и требований знати портретные работы ван Дейка приобретают все более декоративный и парадный характер.
В эти годы он создает тип блестящего аристократического портрета, в котором стремится подчеркнуть значительность и достоинство своих заказчиков. Как правило, это картины большого размера, изображающие модели в рост, причем художник часто использует точку зрения снизу, что удлиняет пропорции фигур и сообщает им особое величие и элегантность. Тому же служат горделивые и изящные позы, эффектно ниспадающие одежды, богато разработанные декоративные фоны. Колорит этих работ, по сравнению с предыдущим периодом, становится более разнообразным, богатым и насыщенным, сохраняя, однако, благородную сдержанность и гармоничность.
Тогда же был создан ряд его лучших религиозных и мифологических композиций: «Отдых на пути в Египет», «Оплакивание Христа», «Венера у Вулкана». В произведении «Отдых на пути в Египет» ван Дейк достиг необычайной композиционной законченности и в то же время большой лиричности и проникновенности образов. Старик Иосиф и совсем еще юная, прекрасная Мария с ребенком, измученные трудностями пути, расположились на отдых. Прильнув к груди матери, крепко уснул усталый младенец. Боясь его потревожить, неподвижно сидит Мария. В ее красивом усталом лице есть что-то печальное, даже скорбное. С трудом ей только что удалось вырвать сына из рук смерти, но будущее тревожит ее еще больше. Через ее плечо с нежностью смотрит на спящего ребенка Иосиф. В глубине картины широко и свободно написанный пейзаж. Картина выдержана в теплых, мягких тонах, напоминающих колорит полотен Тициана.
В 1632 Ван Дейк получил приглашение ко двору английского короля, стал модным портретистом, отшлифовав свой утонченный портретный стиль, пользовался огромной славой. Король даровал ему дворянский титул и золотую цепь. Английский двор был в то время одним из самых блестящих в Европе. Однако сложившейся национальной художественной школы в Англии не было. Замечательный фламандский мастер сразу же занял первое место среди придворных художников, затмив их блеском и легкостью своего мастерства. Карл I, большой ценитель искусств, приближает ван Дейка к себе, часто посещает своего любимца в мастерской, бесчисленное множество раз позирует ему для портретов. Художник изображает его то во весь рост, то верхом на коне, то пишет на одном полотне голову Карла в трех различных поворотах (что послужило образцом итальянскому скульптору Бернини для работы над портретом короля). Но лучшим из них может считаться луврская картина «Карл I на охоте». Ван Дейк трактует в ней образ короля с почти жанровой непосредственностью и в то же время сообщает ему выражение величавого достоинства и своеобразную поэтичность. Он изобразил Карла на фоне мрачного романтического пейзажа. Поза его полна изящества и благородства; слегка опираясь на трость и повернув голову к зрителю, он задумчиво смотрит вдаль. Художник выделил светом фигуру Карла, оставив в тени его слуг и коня. Картина написана с блестящим техническим мастерством, а звучный и гармоничный колорит придает ей особую изысканность и очарование.
Не только королевская семья, но и вся английская знать стремилась быть увековеченной кистью знаменитого живописца. Выполняя придворные заказы, Ван Дейк именно в этот период завершил создание парадного аристократического портрета, который в дальнейшем послужил образцом для подобных произведений художникам самых различных школ. Вытянутые, элегантные пропорции фигур, величие и торжественность позы, более светлый по сравнению с предыдущим периодом колорит, а иногда даже некоторая пестрота цветового решения — вот черты, присущие большинству произведений мастера этих лет.
Ван Дейк пишет теперь почти исключительно портреты. Для выполнения огромного количества заказов, он подобно Рубенсу, создал большую мастерскую, где работал по строго выработанной системе. Каждый сеанс длился не более часа. За это время ван Дейк писал лицо и набрасывал контуры фигуры. После этого, пользуясь наброском мастера и одеждой, присланной портретируемым, ученики дописывали полотно. Когда работа была закончена, ван Дейк вносил необходимые поправки и изменения. В результате такой системы из мастерской выходило огромное количество картин. Этот метод привел к некоторому снижению их качества, что дало повод многим исследователям высказывать мнение об упадке творчества мастера в конце жизни. Однако это не совсем верно, так как большинство собственноручных работ художника выполнено с неослабевающим мастерством.
Вместе с тем нельзя не отметить во многих произведениях этого времени усиление декоративных исканий, элементов внешней парадности и эффектности. В лучших работах английского периода большое дарование ван Дейка и природный вкус предохранили его от грубой, прямой лести. Но некоторые портреты все же отмечены идеализирующими тенденциями, снижающими индивидуальную и тем более психологическую характеристику.
Это особенно заметно в ряде женских портретов и прежде всего в изображении королевы Генриетты. По отзывам современников это была невысокая, подвижная женщина, кривобокая, с длинными руками и некрасивым лицом, а на портретах ван Дейка она полна элегантности и величия. Сохранив портретное сходство, художник сумел сгладить ее недостатки и сообщить ей качества, которыми она не обладала в действительности. В эти годы ван Дейк часто пишет групповые портреты детей Карла I. Художник прекрасно передает очарование их нежного облика, несмотря на скованную этикетом строгую осанку.
Наряду с блестящими парадными портретами ван Дейк в отдельных случаях создает и более простые произведения. К числу подобных работ можно отнести портрет Томаса Чалонера. По глубине характеристики он нисколько не уступает полотнам прежних лет. Образ Чалонера лишен какой бы то ни было идеализации. Это уже пожилой человек с усталым лицом, чуть припухшими и покрасневшими веками. Незаурядный сильный характер чувствуется в его облике (он был известен в свое время как политический деятель, подписавший в числе других во время английской революции смертный приговор Карлу I).
В конце 1630-х годов в связи с обострившимися взаимоотношениями между английским парламентом и королем, финансовые дела последнего сильно ухудшились, и он был уже не в состоянии оплачивать новые большие художественные заказы. В связи с этим в 1640 году ван Дейк едет во Фландрию и в Париж, пытаясь получить там новые заказы. Не добившись этого, видимо, в силу своих чрезмерных финансовых притязаний, в 1641 году измученный своими неудачами и тяжелой болезнью художник возвращается в Лондон, намереваясь окончательно ликвидировать в Англии свои дела и уехать на родину. Но 9 декабря 1641 года, так и не успев осуществить своих планов, он умирает. Искусством ван Дейка в его поздние годы был в значительной степени подготовлен расцвет портретной английской живописи XVIII века. Однако этим, безусловно, не исчерпывается значение творческого наследия великого фламандца. Произведения этого замечательного мастера оказали огромное влияние на художников многих поколений всех европейских стран и не потеряли своего значения и в наши дни. Творчество фламандского живописца оказало огромное влияние на европейскую живопись XVII — XVIII веков, в особенности на английский портрет.