Творчество и биография - Брейгель Питер Старший
Тот,
кто читал замечательный роман Шарля де Костера «Легенда о Тиле
Уленшпигеле», знает, что в нидерландской революции, в борьбе с испанцами
за свою независимость, борьбе жестокой и беспощадной, участвовал весь
народ. Так же как и Уленшпигель, свидетелем и участником этих событий
был и крупнейший нидерландский художник, рисовальщик и гравер, один из
основоположников реалистического голландского и фламандского искусств
Питер Брейгель Старший.Художник-мыслитель, напряженно думающий о смысле существования человека, Брейгель намного опередил свое время. Его яркому таланту было тесно в рамках общепринятых сюжетов и даже жанров современной ему живописи.
Происходил, видимо, из деревни Брейгель близ Бреды. Достоверных сведений о первом периоде жизни Брейгеля немного. Несколько лет он провел учеником в мастерской Питера Кука ван Альста (до 1550) и в 1551 вступил в гильдию Св. Луки в Антверпене. С этим городом связан первый этап творчества художника — графический (1553— 59). Самые ранние произведения Брейгеля относятся ко времени его итальянского путешествия (1552—53), во время которого он пересек Францию и посетил Болонью, Рим, Флоренцию и Неаполь. В 1554 он вернулся в Антверпен с огромным количеством зарисовок, которые были использованы художником в серии «Больших пейзажей», изданной в 1555—56. В графических работах художника встречаются фантастические, сказочные сюжеты, фольклорные мотивы. Сюжеты басен, пословиц, сказаний оживали в сериях гравюр, рисунков, в картинах: «Битва Карнавала и Поста», «Фламандские пословицы», «Детские игры».
Главная тема работ Брейгеля — изображение нидерландских крестьян и городских ремесленников. Одним из первых стал изображать человеческий труд. Он не стремился к идеализации людей из народа, придавая их образам непосредственность, нарочитую грубость и озорной юмор. Характерны в этом отношении гротескные фигуры нищих и калек, к которым Брейгель возвращался не раз. Биографы художника рассказывают о том, что, переодевшись в крестьянское платье, он отправлялся по деревням, чтобы изучать 6Ь1т изображаемых персонажей.
Второй этап творчества Брейгеля — живописный (1559—69) — «брюссельский» (с 1563 и до конца жизни художник жил и работал в Брюсселе). Этот период был временем высочайшего расцвета творчества художника. В большинстве произведений этого периода пейзаж являлся преобладающим, если не основным, компонентом. Это относится и к его знаменитой серии «Времена года» (1565), и к картинам «Пейзаж с сеятелем», «Падение Икара», «Бегство в Египет», «Самоубийство Саула». Брейгеля называют создателем национального нидерландского пейзажа — жанра, появившегося в противовес широко распространенному в Нидерландах итальянизированному условному ландшафту. Брейгель изображал неповторимость природы своей страны, придавая пейзажу то суровый, то лирический оттенок.
Еще одной характерной чертой живописных полотен Брейгеля является их притчевый характер. Как правило, любая из картин — не просто изображение группы людей на фоне пейзажа. Она иллюстрирует какую-либо из известных историй. Так, его последняя картина «Слепые» (1568) представляет известную притчу о слепце, ведущем слепых. Всемирно известны его полотна: «Пасмурный день», «Охотники на снегу», «Уборка урожая», «Возвращение стада», «Перепись в Вифлееме» (все написаны в 1565), «Избиение младенцев» и «Страна лентяев» (1567).
В картинах последних лет жизни — «Крестьянском танце» и «Крестьянской свадьбе» — с редкостной полнотой передана жизнеутверждающая энергия нидерландского народа. Творчество этого выдающегося мастера связано с начальным периодом Нидерландской революции и формированием национального самосознания и послужило источником вдохновения для фламандских художников XVII века во главе с П.-П. Рубенсом и для многих голландских мастеров.