Творчество и биография - Карраччи

Карраччи, семья итальянских живописцев из Болоньи начала XVII, основоположников академизма в европейской живописи. На рубеже XVI — XVII веков в Италии как реакция на маньеризм складывалось академическое направление в живописи. Основные его принципы были заложены братьями Карраччи — Лодовико (1555—1619), Агостино (1557— 1602) и Аннибале (1560—1609).


 Они стремились к широкому использованию ренессансного наследия, призывая наряду с этим к изучению натуры. Стоя у истоков итальянской живописи XVII столетия, они во многом определяют ее характер. Деятельность этих мастеров, знаменовавшая поворотный пункт в развитии итальянского искусства, получила большой резонанс в европейских художественных кругах, чему благоприятствовало и то, что с 90-х годов XVI века и братья Карраччи и Караваджо работали в Риме.
Аннибале и Агостино Карраччи и их двоюродный брат Лодовико начали свой творческий путь в Болонье, где в 1585 году они организовали «Академию идущих по правильному пути» - мастерскую, в которой художники обучались по специальной программе. Отсюда и название этого направления — болонский академизм, хотя Карраччи и их многочисленные последователи — Гвидо Рени, Гверчино, Доменикино и другие - работали кроме Болоньи и в других городах Италии. Творческая программа Карраччи сложилась как своеобразная реакция на поздний маньеризм. Выход из тупика, в котором оказалась живопись, заключался, по их мнению, в возрождении монументального искусства, традиций Высокого Возрождения.
Главные произведения Лодовико находятся в Болонской пинакотеке: «Мадонна Барджеллини» (1588), «Мадонна Скальци», «Мадонна Ченто» (1591), «Преображение» (1593) и др. Агостино известен как живописец и гравер. Помогал Аннибале в его работе над росписью галереи Фарнезе в Риме. К числу его значительных произведений относятся: картины «Причащение Св. Иерони-ма» и «Успение» (Болонская пинакотека) и гравюры на меди — иллюстрации к «Освобожденному Иерусалиму» Т. Тассо. Какое содержание вкладывали основатели болонского академизма в понятие монументального искусства, или искусства «большого стиля», что понимали они под продолжением традиций Возрождения - наиболее полно раскрывается у Аннибале Карраччи (1560-1609), самого талантливого из братьев. Для Анн. Карраччи живопись Высокого Возрождения - образец недосягаемого совершенства, некий художественный «абсолют». Поэтому Карраччи воспринимает ее не столько как отправной пункт для собственных творческих исканий, сколько как источник, откуда надо брать найденные ренессансными мастерами эстетические решения. Это с неизбежностью привело художника к рассудочности и эклектизму («Мадонна со св. Матфеем» 1588, Дрезден, Картинная галерее; «Мадонна во славе с шестью святыми», 1594, Болонья, Пинакотека). Мотивы, взятые в искусстве Ренессанса, Анн. Карраччи хочет наполнить живым, современным содержанием. Он призывает изучать натуру и тщательно штудирует ее в своих рисунках; в ранний период творчества он даже обращается к жанровой живописи. Однако натура, реальная действительность сами по себе не являются для Анн. Карраччи чем-то эстетически полноценным. Так, в «Крестьянине похлебкой» (1580-е гг., Рим, галерея Колонна) чувствуется ироническое отношение художника к мотиву: он акцентирует духовную примитивность крестьянина, жадно поедающего бобы; в изображении фигуры и предметов есть нарочитое упрощение. С точки зрения Анн. Карраччи, натура груба и несовершенна, поэтому в законченный художественный образ, в завершенное произведение она должна войти преображенной, облагороженной в соответствии с нормами классического искусства. Жизненно конкретные мотивы могли существовать в композиции только на правах отдельного фрагмента, призванного оживить сцену, но они не должны были разрушить ее общую, «идеальную» образную структуру («Св. Рох», середина 90-х гг., Дрезден, Картинная галерея). Творческий метод Анн. Карраччи, по существу, отрицает главный принцип, основную мысль искусства Возрождения. Пластически прекрасное, идеальное не является для него «высшей степенью» реального, а лишь обязательной художественной нормой, — искусство, таким образом, противопоставлено жизни, в которой мастер не нашел нового большого идеала. Отсюда условность и отвлеченность его образов и живописного решения («Quo vadis?», ок. 1605, Лондон, Национальная галерея).
В результате искренность чувств подменяется у Анн. Карраччи высокопарной риторикой, величие страстей - театральным пафосом, эмоциональная экспрессия – «этюдами выражения», прекрасное - идеализацией, монументальность - импозантностью и внешним великолепием. Мифологические и в особенности религиозные композиции Анн. Карраччи - это некий выдуманный, искусственный мир, который не может нести в себе подлинные духовные ценности, но способен создать иллюзию красоты, героики и величия («Вознесение Марии», 1587, Дрезден, Картинная галерея, и Мадрид, Прадо; «Оплакивание Христа», ок. 1585, Парма, Пинакотека). Искусство Анн. Караччи и болонского академизма оказалось как нельзя более пригодным для того, чтобы быть поставленным на службу официальной идеологии, и недаром в высших - государственных и католических - сферах творчество братьев Карраччи быстро получило признание.
Крупнейшее произведение Анн. Карраччи в области монументальной живописи - роспись галереи палаццо Фарнезе в Риме (1597 — 1604, исполнена совместно с Агостино и помощниками). Свод галереи покрыт фресками на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия, повествующими о любви богов. Роспись состоит из отдельных панно, имеющих различные размеры и расположенных по длине галереи; все они тяготеют к центральной самой большой композиции, изображающей «Триумф Вакха и Ариадны», что вносит в живописный ансамбль элемент динамики. Каждая сцена трактуется и как некое реальное событие и как картина, заключенная в раму и украшающая стену или потолок. Обнаженные мужские фигуры, помещенные между живописными панно, то имитируют скульптуру, то показаны как живые персонажи: они являются и действующими лицами росписей и частью орнаментального узора. Анн. Карраччи создает эффектное декоративное зрелище, но в его росписи нет большой идеи, без которой были немыслимы монументальные ансамбли Возрождения. В галерее Фарнезе Анн. Карраччи предвещает те принципы, которые будут характерны для монументальной живописи XVII века, — стремление к динамичности композиции, к иллюзионистическим эффектам, к самодовлеющей декоративности. Особое место в искусстве Анн. Карраччи занимают его пейзажи. Природу он также преображал в несколько искусственно-возвышенном духе, но без внешнего пафоса и условной риторики. Идеальный, или классический, пейзаж, созданный Карраччи, наметил одно из плодотворных направлений в развитии пейзажной живописи этой эпохи («Бегство в Египет», ок, 1603, Рим, галерея Дориа).