Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский живописец. С
именем Караваджо связано возникновение и расцвет реалистического
направления в итальянской живописи конца XVI — начала XVII века.
Творчество этого замечательного мастера сыграло огромную роль в
художественной жизни не только Италии, но и других стран Европы.
Искусство Караваджо привлекает нас большой художественной
выразительностью, глубокой правдивостью и гуманизмом.
Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований; прошел этот художник. На его долю выпало жить в трудную для Италии пору, когда страна переживала тяжелейший экономический кризис и, ослабленная внутренними противоречиями, подвергалась иноземным нашествиям, когда усилилась католическая реакция, и на смену жизнеутверждающему реалистическому искусству Возрождения пришло искусство, отказавшееся от реалистического подхода к изображению природы и человека. Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века. Художники-маньеристы создавали произведения субъективные, часто полные мистики и искажающие реальные формы.
В последней четверти XVI века в Болонье, а затем в Риме сложилось так называемое академическое направление. В отличие от маньеристов, художники-академисты стремились к простоте и ясности композиции, монументальности форм. Однако и их искусство не было реалистическим. Избирая для своих произведений сюжеты из античной мифологии и священной истории, академисты создавали идеальные образы, согласно определенным канонам.
Обоим этим течениям противостояло возникшее в конце XVI века реалистическое направление, родоначальником которого был Караваджо. Истоки искусства Караваджо лежат в творчестве художников далеких от центра провинций северной Италии, где во второй половине XVI века еще продолжали жить замечательные реалистические традиции. Под влиянием произведений этих мастеров сложился реалистический художественный метод Караваджо, ставший основным для всего его творчества.
Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище). Учился в Милане (с 1584). В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи. Около 1590 приехал в Рим. С первых шагов в искусстве проявил себя художником огромной творческой смелости, реалистом-новатором. Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик». В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма. Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок. 1595), либо насыщал традиционные религиозные сюжеты жизненными чертами, почерпнутыми из реальных житейских ситуаций. Композиции его стали лаконичными, мощные сильные фигуры приобрели особую выразительность благодаря энергичному применению светотени; многоцветность уступает место сдержанной палитре.
К 90-м относится возникновение знаменитого цикла полотен из жизни апостола Матфея для римской церкви Сан-Луиджи деи Франчези (три монументальные композиции — «Евангелист Матфей, внимающий ангелу», «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», 1597—98), картины «Девушка с лютней», или «Мандолинистка» (ок. 1595) и «Амур», а также один из самых ранних натюрмортов в европейской живописи — «Корзина с фруктами».
Создавая свои религиозные образы, Караваджо не боялся сходства героев полотен с людьми из народа — рыбаками, ремесленниками, солдатами. На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою. Христос в сопровождении апостола Петра входит в полутемное помещение, где Матфей, по преданию бывший сборщиком податей, и его помощники подсчитывают собранные деньги. В этой картине уже в полную меру использован живописный прием светотеневого контраста для построения композиции. В приоткрытую дверь врывается луч света, который, озаряя окно и унылую серую стену, выхватывает из темноты руку Христа, указующую на Матфея. Жест этой руки приобретает особую выразительность и значительность благодаря яркому освещению. Взгляд зрителя вслед за лучом света скользит по нарядным одеждам и плюмажам двух юношей, сидящих справа за столом, и останавливается на Матфее, лицо которого, обращенное к вошедшим, ярко освещено. Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень. Прекрасно охарактеризованы все персонажи и их реакция: недоумение на лицах юношей, удивление Матфея, сосредоточенность старика в очках и алчность молодого человека слева. Действующие лица картины одеты в красочные платья современников Караваджо, только Христос и Петр изображены в традиционных античных одеяниях.
С большой драматической силой, хотя и несколько условно, решена картина «Мучение св. Матфея». Как и в предыдущей картине, огромную роль здесь играет освещение. Яркий свет вырывает из тьмы полуобнаженную фигуру палача и распростертого у его ног Матфея, скользит по лицам в страхе разбегающихся людей и замирает в слабо мерцающем пламени горящей на алтаре свечи.
Удивительная конкретность и материальность форм отличали и другие произведения Караваджо на религиозные темы, принесшие художнику скандальную известность необычной жизненностью и демократизмом. Между 1600—06 художник написал ряд произведений, сыгравших особенно значительную роль в становлении реалистического искусства XVII века («Видение Савла», или «Обращение Савла», 1600—01, где большая часть композиции занята изображением коня, под копытами которого видна озаренная ярким светом распростертая фигура молодого Савла — в необычайно сложном ракурсе; «Мученическая смерть апостола Петра», «Мадонна ди Лорето», «Успение», «Мадонна со змеей»). Две последние из названных работ, исполненные с необычным для того времени реализмом, вызвали особенно резкую оппозицию церковных кругов. Биографы рисуют Караваджо человеком бурного неуживчивого характера, упорно шедшего к своей цели. Огромной эмоциональности добивается художник и в композициях «Положение во гроб» (1604), «Успение», или «Успение Марии».
«Положение во гроб» было исполнено по заказу для церкви Санта Мария ин Валличелла в Риме. Перед зрителем зияющая раскрытая могила с каменными плитами, в которую Никодим и Иоанн опускают безжизненное тело Христа. За ними три скорбящие Марии, Центральное место в картине занимает мертвый Христос. Это образ потрясающей силы. Есть что-то языческое в красоте мощно моделированного обнаженного тела. Кажется, что это сцена погребения героя или вождя племени. Яркие красные, синие, белые тона одежд и контрасты света и тени усиливают впечатление напряженности и значительности момента. Это произведение имело большой успех не только у почитателей Караваджо. Даже и враги должны были признать его высокие художественные достоинства. В то время, когда Караваджо уже приобрел широкую известность, когда даже противники должны были признать его замечательное мастерство, произошло событие, решившее дальнейшую судьбу художника. В мае 1606 года во время игры в мяч, в которой участвовал Караваджо, разгорелась ссора, закончившаяся дуэлью. Противник Караваджо был убит. В его смерти обвинили художника. Караваджо, тяжело раненный во время дуэли, вынужден был покинуть Рим, скрываясь от преследования. Вновь он столкнулся с трудностями и лишениями. Ему приходилось работать в тяжелых условиях и часто переезжать, из города в город. По-видимому, будучи в Неаполе, Караваджо написал большую картину «Мадонна с четками». В этом произведении художник использовал традиционную схему построения композиции с мадонной в центре на возвышении и отказался от светотеневых контрастов, дав рассеянное освещение.
В Неаполе создал Караваджо и другое большое полотно «Семь дел милосердия» для церкви Дель Монте делла Мизерикордиа. Здесь успешно решена сложнейшая задача композиционного объединения нескольких отдельных сцен. Для каждого эпизода художник нашел своеобразное истолкование. В картине есть целый ряд удачных образов, среди которых особой силой поражает изображение человека, приглашающего странников войти под его кров. Это превосходный портрет, достойный кисти великих художников-портретистов. Караваджо очень редко обращался к портретному жанру, но все персонажи его картин, написанные с натуры, — это индивидуализированные образы. Во время пребывания на Мальте художник создал портрет гроссмейстера Мальтийского ордена Алофа де Виньякура, в котором дал яркую характеристику самодовольного, жестокого и неумного человека.
На Мальте Караваджо стал кавалером Мальтийского ордена. Однако невзгоды продолжали преследовать его: он лишился полученного с большим трудом звания, а столкновения с влиятельными недоброжелателями угрожали ему тюрьмой. Темпераментный и необузданный, Караваджо легко наживал себе врагов. Многие неудачи и огорчения, тяжелые, полные нужды годы юности ожесточили его характер. Он часто завязывал ссоры, мог оскорбить противника едкой насмешкой. Преследования со стороны врагов заставили его осенью 1608 года покинуть Мальту и бежать в Сицилию. Картины, выполненные художником в последние годы жизни, очень плохо сохранились. К числу их принадлежат полные драматизма «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Погребение св. Лючии». Последняя изображает группу людей, собравшуюся у мрачной каменной стены, чтобы предать земле тело замученной Лючии.
Крупнейшие работы последнего периода: «Мадонна с четками» (1607), «Бичевание Христа», «Рождество Христово» и др.
В тяжелых скитаниях Караваджо не терял надежды вернуться в Рим. По-видимому, он ждал прощения папы, так как решил отправиться в путь. Однако ему не суждено было добраться до Рима: тяжелый приступ лихорадки, постигший его после многих скитаний и бедствий, 18 июня 1610 года прервал жизнь этого выдающегося художника. Караваджо сыграл большую роль в развитии западноевропейского искусства. Его творчество оказало влияние не только на итальянских художников, но и на многих живописцев Испании, Франции, Голландии и Фландрии. По имени Караваджо это реалистическое направление конца XVI—начала XVII века получило название «караваджизма».
Воздействие Караваджо на развитие реализма в европейском искусстве было огромным. В Италии его последователи получили название караваджистов. Но еще значительнее было влияние Караваджо в Испании (Ф. Сурбаран,и Д. Веласкес), во Фландрии (П.-П. Рубенс, Я. Йордане), во Франции (Ж. Аатур).
Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований; прошел этот художник. На его долю выпало жить в трудную для Италии пору, когда страна переживала тяжелейший экономический кризис и, ослабленная внутренними противоречиями, подвергалась иноземным нашествиям, когда усилилась католическая реакция, и на смену жизнеутверждающему реалистическому искусству Возрождения пришло искусство, отказавшееся от реалистического подхода к изображению природы и человека. Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века. Художники-маньеристы создавали произведения субъективные, часто полные мистики и искажающие реальные формы.
В последней четверти XVI века в Болонье, а затем в Риме сложилось так называемое академическое направление. В отличие от маньеристов, художники-академисты стремились к простоте и ясности композиции, монументальности форм. Однако и их искусство не было реалистическим. Избирая для своих произведений сюжеты из античной мифологии и священной истории, академисты создавали идеальные образы, согласно определенным канонам.
Обоим этим течениям противостояло возникшее в конце XVI века реалистическое направление, родоначальником которого был Караваджо. Истоки искусства Караваджо лежат в творчестве художников далеких от центра провинций северной Италии, где во второй половине XVI века еще продолжали жить замечательные реалистические традиции. Под влиянием произведений этих мастеров сложился реалистический художественный метод Караваджо, ставший основным для всего его творчества.
Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище). Учился в Милане (с 1584). В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи. Около 1590 приехал в Рим. С первых шагов в искусстве проявил себя художником огромной творческой смелости, реалистом-новатором. Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик». В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма. Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок. 1595), либо насыщал традиционные религиозные сюжеты жизненными чертами, почерпнутыми из реальных житейских ситуаций. Композиции его стали лаконичными, мощные сильные фигуры приобрели особую выразительность благодаря энергичному применению светотени; многоцветность уступает место сдержанной палитре.
К 90-м относится возникновение знаменитого цикла полотен из жизни апостола Матфея для римской церкви Сан-Луиджи деи Франчези (три монументальные композиции — «Евангелист Матфей, внимающий ангелу», «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», 1597—98), картины «Девушка с лютней», или «Мандолинистка» (ок. 1595) и «Амур», а также один из самых ранних натюрмортов в европейской живописи — «Корзина с фруктами».
Создавая свои религиозные образы, Караваджо не боялся сходства героев полотен с людьми из народа — рыбаками, ремесленниками, солдатами. На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою. Христос в сопровождении апостола Петра входит в полутемное помещение, где Матфей, по преданию бывший сборщиком податей, и его помощники подсчитывают собранные деньги. В этой картине уже в полную меру использован живописный прием светотеневого контраста для построения композиции. В приоткрытую дверь врывается луч света, который, озаряя окно и унылую серую стену, выхватывает из темноты руку Христа, указующую на Матфея. Жест этой руки приобретает особую выразительность и значительность благодаря яркому освещению. Взгляд зрителя вслед за лучом света скользит по нарядным одеждам и плюмажам двух юношей, сидящих справа за столом, и останавливается на Матфее, лицо которого, обращенное к вошедшим, ярко освещено. Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень. Прекрасно охарактеризованы все персонажи и их реакция: недоумение на лицах юношей, удивление Матфея, сосредоточенность старика в очках и алчность молодого человека слева. Действующие лица картины одеты в красочные платья современников Караваджо, только Христос и Петр изображены в традиционных античных одеяниях.
С большой драматической силой, хотя и несколько условно, решена картина «Мучение св. Матфея». Как и в предыдущей картине, огромную роль здесь играет освещение. Яркий свет вырывает из тьмы полуобнаженную фигуру палача и распростертого у его ног Матфея, скользит по лицам в страхе разбегающихся людей и замирает в слабо мерцающем пламени горящей на алтаре свечи.
Удивительная конкретность и материальность форм отличали и другие произведения Караваджо на религиозные темы, принесшие художнику скандальную известность необычной жизненностью и демократизмом. Между 1600—06 художник написал ряд произведений, сыгравших особенно значительную роль в становлении реалистического искусства XVII века («Видение Савла», или «Обращение Савла», 1600—01, где большая часть композиции занята изображением коня, под копытами которого видна озаренная ярким светом распростертая фигура молодого Савла — в необычайно сложном ракурсе; «Мученическая смерть апостола Петра», «Мадонна ди Лорето», «Успение», «Мадонна со змеей»). Две последние из названных работ, исполненные с необычным для того времени реализмом, вызвали особенно резкую оппозицию церковных кругов. Биографы рисуют Караваджо человеком бурного неуживчивого характера, упорно шедшего к своей цели. Огромной эмоциональности добивается художник и в композициях «Положение во гроб» (1604), «Успение», или «Успение Марии».
«Положение во гроб» было исполнено по заказу для церкви Санта Мария ин Валличелла в Риме. Перед зрителем зияющая раскрытая могила с каменными плитами, в которую Никодим и Иоанн опускают безжизненное тело Христа. За ними три скорбящие Марии, Центральное место в картине занимает мертвый Христос. Это образ потрясающей силы. Есть что-то языческое в красоте мощно моделированного обнаженного тела. Кажется, что это сцена погребения героя или вождя племени. Яркие красные, синие, белые тона одежд и контрасты света и тени усиливают впечатление напряженности и значительности момента. Это произведение имело большой успех не только у почитателей Караваджо. Даже и враги должны были признать его высокие художественные достоинства. В то время, когда Караваджо уже приобрел широкую известность, когда даже противники должны были признать его замечательное мастерство, произошло событие, решившее дальнейшую судьбу художника. В мае 1606 года во время игры в мяч, в которой участвовал Караваджо, разгорелась ссора, закончившаяся дуэлью. Противник Караваджо был убит. В его смерти обвинили художника. Караваджо, тяжело раненный во время дуэли, вынужден был покинуть Рим, скрываясь от преследования. Вновь он столкнулся с трудностями и лишениями. Ему приходилось работать в тяжелых условиях и часто переезжать, из города в город. По-видимому, будучи в Неаполе, Караваджо написал большую картину «Мадонна с четками». В этом произведении художник использовал традиционную схему построения композиции с мадонной в центре на возвышении и отказался от светотеневых контрастов, дав рассеянное освещение.
В Неаполе создал Караваджо и другое большое полотно «Семь дел милосердия» для церкви Дель Монте делла Мизерикордиа. Здесь успешно решена сложнейшая задача композиционного объединения нескольких отдельных сцен. Для каждого эпизода художник нашел своеобразное истолкование. В картине есть целый ряд удачных образов, среди которых особой силой поражает изображение человека, приглашающего странников войти под его кров. Это превосходный портрет, достойный кисти великих художников-портретистов. Караваджо очень редко обращался к портретному жанру, но все персонажи его картин, написанные с натуры, — это индивидуализированные образы. Во время пребывания на Мальте художник создал портрет гроссмейстера Мальтийского ордена Алофа де Виньякура, в котором дал яркую характеристику самодовольного, жестокого и неумного человека.
На Мальте Караваджо стал кавалером Мальтийского ордена. Однако невзгоды продолжали преследовать его: он лишился полученного с большим трудом звания, а столкновения с влиятельными недоброжелателями угрожали ему тюрьмой. Темпераментный и необузданный, Караваджо легко наживал себе врагов. Многие неудачи и огорчения, тяжелые, полные нужды годы юности ожесточили его характер. Он часто завязывал ссоры, мог оскорбить противника едкой насмешкой. Преследования со стороны врагов заставили его осенью 1608 года покинуть Мальту и бежать в Сицилию. Картины, выполненные художником в последние годы жизни, очень плохо сохранились. К числу их принадлежат полные драматизма «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Погребение св. Лючии». Последняя изображает группу людей, собравшуюся у мрачной каменной стены, чтобы предать земле тело замученной Лючии.
Крупнейшие работы последнего периода: «Мадонна с четками» (1607), «Бичевание Христа», «Рождество Христово» и др.
В тяжелых скитаниях Караваджо не терял надежды вернуться в Рим. По-видимому, он ждал прощения папы, так как решил отправиться в путь. Однако ему не суждено было добраться до Рима: тяжелый приступ лихорадки, постигший его после многих скитаний и бедствий, 18 июня 1610 года прервал жизнь этого выдающегося художника. Караваджо сыграл большую роль в развитии западноевропейского искусства. Его творчество оказало влияние не только на итальянских художников, но и на многих живописцев Испании, Франции, Голландии и Фландрии. По имени Караваджо это реалистическое направление конца XVI—начала XVII века получило название «караваджизма».
Воздействие Караваджо на развитие реализма в европейском искусстве было огромным. В Италии его последователи получили название караваджистов. Но еще значительнее было влияние Караваджо в Испании (Ф. Сурбаран,и Д. Веласкес), во Фландрии (П.-П. Рубенс, Я. Йордане), во Франции (Ж. Аатур).