Настоящее имя — Андреа ди Микеле ди Франческо Чони, выдающийся итальянский скульптор. Родился во Флоренции. Был известным скульптором, живописцем, рисовальщиком, архитектором, ювелиром, музыкантом. В каждом жанре утвердил себя как мастер-новатор, не повторяющий сделанного предшественниками.
Среди первых работ, принесших известность молодому Андреа Верроккьо, начинавшему как ювелир, — статуэтка из терракоты «Спящий юноша» и знаменитая бронзовая фигура «Давид», выполненная для семейства Медичи (ок. 1462—65. Флоренция. Национальный музей). Новаторство Верроккьо проявилось, в этой замечательной работе не только неожиданностью трактовки образа библейского героя — полного движения, задора, жизни. В бронзовой скульптуре откровенно выражены новые понятия о красоте и новые идеалы, сложившиеся в третьей четверти XV века. А надгробие Пьеро и Джованни Медичи, поставило его в число самых значительных художников Флоренции уже в середине 1460-х.
К началу 60-х относится и получившая широкую известность статуя из бронзы «Путто с дельфином» (для виллы Медичи в Кареджи). Выполненная с замечательным техническим мастерством, она произвела столь сильное впечатление, что многочисленные отражения образа «Путто с дельфином» возникали во флорентийском искусстве вплоть до начала XVI века. Огромная популярность этих двух произведений Верроккьо, утверждающих могущество молодости, радость жизни, легкость и изящество героев, естественных в своем поведении, быстро сделали безвестного ювелира одним из самых известных ваятелей Флоренции.
Во второй половине 1860—70-х Верроккьо работал плодотворно и напряженно: кроме множества великолепных надгробий, каждое из которых — завершенное художественное произведение, он создал серию замечательных скульптурных портретов: «Мадонна с младенцем», «Портрет Джулиано Медичи», «Портрет молодой женщины с букетом цветов», «Мертвый Христос», «Христос и апостол Фома» и др. Самое зрелое из монументальных произведений Верроккьо — конный памятник Бартоломео Коллеони, украшающий площадь Сан-Джованни э Паоло в Венеции. Огромный заряд энергии, порыв движения и концентрированной воли превращают всадника и коня в единый организм. Этот всесокрушающий порыв производил огромное впечатление на современников.
Немногим более двадцати лет отделяют знаменитый венецианский монумент от первых самостоятельных шагов мастера в скульптуре (надгробие Козимо Медичи), но их отличие говорит о колоссальном пути, который прошел за эти годы в своем творчестве Верроккьо.
Самостоятельное значение имеет творчество Верроккьо-живописца: его считают одним из создателей живописного стиля конца XV века. Андреа Верроккьо выработал собственную живописную манеру, которую отличала особая пластичность, мягкая живописность, уравновешенность колористического решения. В то же время его работы несли в себе глубокий драматический мотив, который был оценен и развит учениками мастера. Среди лучших произведений Верроккьо в живописи — «Крещение», «Мадонна с младенцем» (конец 1460-х), «Товий и ангел» (ок. 1473), «Мадонна с младенцем и Св. Иоанном Крестителем и Донатом» (конец 1470-х; завершена Л. ди Креди в 1486).
Его мастерская во Флоренции была важнейшим художественным центром в 1470 — 80-е. Здесь обучались живописцы С. Боттичелли, Перуджино, Л. ди Креди, Леонардо да Винчи. Именно живописное наследие Верроккьо явилось исходной точкой для развития их художественных индивидуальностей.
Похоронен в семейной усыпальнице Чони в церкви Сан-Амброджо.
Среди первых работ, принесших известность молодому Андреа Верроккьо, начинавшему как ювелир, — статуэтка из терракоты «Спящий юноша» и знаменитая бронзовая фигура «Давид», выполненная для семейства Медичи (ок. 1462—65. Флоренция. Национальный музей). Новаторство Верроккьо проявилось, в этой замечательной работе не только неожиданностью трактовки образа библейского героя — полного движения, задора, жизни. В бронзовой скульптуре откровенно выражены новые понятия о красоте и новые идеалы, сложившиеся в третьей четверти XV века. А надгробие Пьеро и Джованни Медичи, поставило его в число самых значительных художников Флоренции уже в середине 1460-х.
К началу 60-х относится и получившая широкую известность статуя из бронзы «Путто с дельфином» (для виллы Медичи в Кареджи). Выполненная с замечательным техническим мастерством, она произвела столь сильное впечатление, что многочисленные отражения образа «Путто с дельфином» возникали во флорентийском искусстве вплоть до начала XVI века. Огромная популярность этих двух произведений Верроккьо, утверждающих могущество молодости, радость жизни, легкость и изящество героев, естественных в своем поведении, быстро сделали безвестного ювелира одним из самых известных ваятелей Флоренции.
Во второй половине 1860—70-х Верроккьо работал плодотворно и напряженно: кроме множества великолепных надгробий, каждое из которых — завершенное художественное произведение, он создал серию замечательных скульптурных портретов: «Мадонна с младенцем», «Портрет Джулиано Медичи», «Портрет молодой женщины с букетом цветов», «Мертвый Христос», «Христос и апостол Фома» и др. Самое зрелое из монументальных произведений Верроккьо — конный памятник Бартоломео Коллеони, украшающий площадь Сан-Джованни э Паоло в Венеции. Огромный заряд энергии, порыв движения и концентрированной воли превращают всадника и коня в единый организм. Этот всесокрушающий порыв производил огромное впечатление на современников.
Немногим более двадцати лет отделяют знаменитый венецианский монумент от первых самостоятельных шагов мастера в скульптуре (надгробие Козимо Медичи), но их отличие говорит о колоссальном пути, который прошел за эти годы в своем творчестве Верроккьо.
Самостоятельное значение имеет творчество Верроккьо-живописца: его считают одним из создателей живописного стиля конца XV века. Андреа Верроккьо выработал собственную живописную манеру, которую отличала особая пластичность, мягкая живописность, уравновешенность колористического решения. В то же время его работы несли в себе глубокий драматический мотив, который был оценен и развит учениками мастера. Среди лучших произведений Верроккьо в живописи — «Крещение», «Мадонна с младенцем» (конец 1460-х), «Товий и ангел» (ок. 1473), «Мадонна с младенцем и Св. Иоанном Крестителем и Донатом» (конец 1470-х; завершена Л. ди Креди в 1486).
Его мастерская во Флоренции была важнейшим художественным центром в 1470 — 80-е. Здесь обучались живописцы С. Боттичелли, Перуджино, Л. ди Креди, Леонардо да Винчи. Именно живописное наследие Верроккьо явилось исходной точкой для развития их художественных индивидуальностей.
Похоронен в семейной усыпальнице Чони в церкви Сан-Амброджо.