Творчество и биография - Карпаччо Витторе

Карпаччо Витторе (ок. 1455 / 1465 — ок. 1526) — итальянский живописец.

Родился в Венеции. Учился у Джентиле Беллини, испытал сильное воздействие Джованни Беллини и отчасти — Джорджоне. Внимательно наблюдая за событиями современной жизни, этот художник умел насыщать свои религиозные композиции живым повествованием и множеством жанровых деталей.

 По сути, он создавал энциклопедию быта и нравов Венеции XV века. Про Карпаччо говорят, что этот мастер «до сих пор дома, в Венеции». И даже само представление о Венеции нераздельно связано с воспоминанием о зеленоватых, точно видимых сквозь морскую воду картинах блистательного рисовальщика и колориста.
К первым значительным работам Карпаччо относится цикл из 9 картин, изображающих основные эпизоды из жизни св. Урсулы (1490— 1495, Галерея Академии, Венеция), написанный для Скуола ди Санта-Орсола. В больших по размеру полотнах художник представил средневековую легенду как увлекательное повествование, изобразив персонажи на фоне реалистично выполненных живописных пейзажей Венеции.
Поразительная наблюдательность художника, его восхищение родной природой и городом заметны в воспроизводимых им реалиях окружающего мира: в зеленовато-золотистой морской воде, гондолах, скользящих по глади каналов, великолепных палаццо. С убедительной достоверностью пишет Карпаччо морские суда со свернутыми парусами и уходящими ввысь матчами в композиции «Прибытие св. Урсулы в Кёльн». Высокое небо, затянутое облаками, и линия набережной, уходящая к горизонту, вносят в картину ощущение широкого простора и воздушности.
К 1502-1507 гг. относится работа художника над вторым циклом картин, предназначенных для Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони и посвященных жизнеописанию святых Георгия, Иеронима и Трифона. Лучшее в этом цикле полотно — «Св. Иероним в келье». С поразительным правдоподобием Карпаччо передает все предметы, окружающие Иеронима, — это скорее кабинет ученого, а не келья святого.
Большой интерес вызывает также его работа «Портрет рыцаря» (1510, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), ставшая первым портретом в полный рост и натуральную величину, и «Принесение во храм» (1510, Галерея Академии, Венеция). Среди венецианских живописцев Карпаччо первым начал интересоваться реалистической передачей световых и воздушных эффектов. Его кисти принадлежит и одно из наиболее ранних произведений бытового жанра — «Куртизанки» (Венеция, Музей Коррер).