Настоящее имя — Алессандро да Марианно ди Ванни ди Амедео Филипепи, великий итальянский живописец эпохи Возрождения.
Родился во Флоренции в семье кожевника. Первоначально его отдали в обучение к некоему Боттичелли, золотых дел мастеру, от которого Алессандро Филипепи и получил свою фамилию. Но стремление к живописи заставило его в 1459—65 учиться у известного флорентийского художника Фра Филиппе Липпи. Ранние произведения Боттичелли ( «Поклонение волхвов», «Юдифь и Олоферн» и особенно мадонны — «Мадонна Корсини», «Мадонна с розой», «Мадонна с двумя ангелами» ) написаны под влиянием последнего.
Позднее Боттичелли примкнул к направлению А. Вероккьо и А. Поллайоло, о чем свидетельствуют его аллегория «Сила» (ок. 1469), выполненная в ряду семи других картин для украшения спинок судейских кресел в Трибунале Торгового суда, и полотно «Св. Себастиан» (1473—74).
1470—90-е — период творческого взлета художника. В 1470 он уже имел свою мастерскую, куда к нему в 1472 пришел сын его первого учителя Филиппино Липпи. В 1472 художник был принят в гильдию Св. Луки. Около середины 70-х Боттичелли сблизился со двором Лоренцо Медичи, вплотную соприкоснулся с утонченной патрицианской культурой, главным выразителем которой был сам Лоренцо Великолепный, его философы и поэты. Находясь на службе у Медичи, художник познакомился с выдающимся математиком Л. Паччоли. Он даже выполнял дипломатические поручения Великолепного при дворе Людовико Сфорца в Милане и Изабеллы д'Эсте в Мантуе.
Идеи неоплатонизма, исповедуемые в ближайшем окружении Медичи, наложили отпечаток на Боттичелли, начавшего осмыслять античные сюжеты. Итогом его поисков стала картина «Весна» , или «Царство Флоры» , обессмертившая имя художника (1477—78). Он создал поэтическую аллегорию, перетолковав в ней образы античной мифологии и насытив их новым, изысканным и утонченным содержанием. В картине превосходен пейзаж, выразительны фигуры трех граций и Флоры, поражающие своей ритмичностью и совершенством рисунка. Это были не формальные поиски, новизны — художник шел к созданию своего излюбленного образа женской красоты, стилизованного, артистичного, в котором бы сочетались черты античной Венеры с обликом христианской Мадонны. Боттичелли был одним из первых художников, который в свои произведения внес античные сюжеты.
«Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, когда его слава вышла за пределы Флоренции и достигла Рима. В 1481 папа Сикст IV пригласил Боттичелли в Рим для росписи Сикстинской капеллы. Им были написаны фрески «Жизнь Моисея», «Гибель Корея, Дафана и Авирона», «Очистительная жертва прокаженного» . Счита¬ется, что это лучшие произведения художника. Осенью 1482 Боттичелли вернулся во Флоренцию полный впечатлений и приступил к созданию парной картины к «Весне». Это — еще более знаменитая картина «Рождение Венеры» . До Боттичелли полностью обнаженная женская фигура встречалась исключительно в полотнах религиозного характера и только в тех случаях, где этого требовал сюжет. Венера в картине великого мастера — окончательно сформировавшийся идеал женской красоты.
В работах 80-х Боттичелли выступает как один из самых сильных флорентийских рисовальщиков. В 1483 Боттичелли написал «Мадонну со святыми» , в 1485 — алтарный образ «Мария с двумя Иоаннами» . К этому же времени относятся: «Кентавр и Паллада», «Венера и Марс», «Магнификат» и «Мадонна с гранатом» .
Для более поздних работ художника характерно усиление драматизма, эмоциональности, изменение линейного ритма композиций. В работах ощущается беспокойство, возникает некая нервозность. Это изменение стиля было связано с кризисом мировоззрения художника, глубоко пережившего социальные потрясения во Флоренции: изгнание Медичи, восстановление республики, а особенно обличительные речи Савонаролы против папского престола, «погрязшего в языческом зле». Последней картиной светского содержания была «Клевета Апеллеса» , сюжет которой посвящен истории о великом живописце, оклеветанном врагами и в качестве оправдания написавшем картину «Клевета».
Приход к власти во Флоренции Савонаролы в 1494, публичное сожжение книг Ф. Петрарки и Дж. Боккаччо, многочисленных великих полотен привели к упадку культуры. Бегство Боттичелли от образов и стиля античности в лоно христианской религии происходило под знаком этих общественных перемен. Хотя мастеру удалось в этот период создать целый ряд значительных, полных драматизма произведений: «Распятие», «История Виргинии», «Смерть Лукреции», «Рождество Христово» и др., но в этих картинах преувеличенность поз, жестов, мимики была возвращением к уже преодоленной Возрождением культуре готики.
К началу 90-х по заказу одного из Медичи Боттичелли разукрасил рисунками экземпляр «Божественной комедии» Данте (88 листов в Берлинском гравюрном кабинете, 8 — в Ватиканской библиотеке).
Во флорентийском искусстве Боттичелли принадлежит особая роль: никто из флорентийских мастеров не мог сравниться с ним в богатстве поэтической фантазии. При этом творчество великого художника Возрождения — уникальное соединение смелых реалистических исканий и гуманистических увлечений античностью, с одной стороны, и идей флорентийского неоплатонизма и мотивов средневековой мистики — с другой. Большинство его замечательных работ хранятся во Флоренции (Галерея Уффици), ими обладают крупнейшие музеи и собрания Европы, США. В России Боттичелли представлен двумя полотнами в собрании Гос. Эрмитажа ( «Св. Доминик» и «Св. Иероним» ), в Москве, в Гос. Музее изобразительных искусств им. А. Пушкина, хранится «Благовещение» великого флорентийца.
Родился во Флоренции в семье кожевника. Первоначально его отдали в обучение к некоему Боттичелли, золотых дел мастеру, от которого Алессандро Филипепи и получил свою фамилию. Но стремление к живописи заставило его в 1459—65 учиться у известного флорентийского художника Фра Филиппе Липпи. Ранние произведения Боттичелли ( «Поклонение волхвов», «Юдифь и Олоферн» и особенно мадонны — «Мадонна Корсини», «Мадонна с розой», «Мадонна с двумя ангелами» ) написаны под влиянием последнего.
Позднее Боттичелли примкнул к направлению А. Вероккьо и А. Поллайоло, о чем свидетельствуют его аллегория «Сила» (ок. 1469), выполненная в ряду семи других картин для украшения спинок судейских кресел в Трибунале Торгового суда, и полотно «Св. Себастиан» (1473—74).
1470—90-е — период творческого взлета художника. В 1470 он уже имел свою мастерскую, куда к нему в 1472 пришел сын его первого учителя Филиппино Липпи. В 1472 художник был принят в гильдию Св. Луки. Около середины 70-х Боттичелли сблизился со двором Лоренцо Медичи, вплотную соприкоснулся с утонченной патрицианской культурой, главным выразителем которой был сам Лоренцо Великолепный, его философы и поэты. Находясь на службе у Медичи, художник познакомился с выдающимся математиком Л. Паччоли. Он даже выполнял дипломатические поручения Великолепного при дворе Людовико Сфорца в Милане и Изабеллы д'Эсте в Мантуе.
Идеи неоплатонизма, исповедуемые в ближайшем окружении Медичи, наложили отпечаток на Боттичелли, начавшего осмыслять античные сюжеты. Итогом его поисков стала картина «Весна» , или «Царство Флоры» , обессмертившая имя художника (1477—78). Он создал поэтическую аллегорию, перетолковав в ней образы античной мифологии и насытив их новым, изысканным и утонченным содержанием. В картине превосходен пейзаж, выразительны фигуры трех граций и Флоры, поражающие своей ритмичностью и совершенством рисунка. Это были не формальные поиски, новизны — художник шел к созданию своего излюбленного образа женской красоты, стилизованного, артистичного, в котором бы сочетались черты античной Венеры с обликом христианской Мадонны. Боттичелли был одним из первых художников, который в свои произведения внес античные сюжеты.
«Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, когда его слава вышла за пределы Флоренции и достигла Рима. В 1481 папа Сикст IV пригласил Боттичелли в Рим для росписи Сикстинской капеллы. Им были написаны фрески «Жизнь Моисея», «Гибель Корея, Дафана и Авирона», «Очистительная жертва прокаженного» . Счита¬ется, что это лучшие произведения художника. Осенью 1482 Боттичелли вернулся во Флоренцию полный впечатлений и приступил к созданию парной картины к «Весне». Это — еще более знаменитая картина «Рождение Венеры» . До Боттичелли полностью обнаженная женская фигура встречалась исключительно в полотнах религиозного характера и только в тех случаях, где этого требовал сюжет. Венера в картине великого мастера — окончательно сформировавшийся идеал женской красоты.
В работах 80-х Боттичелли выступает как один из самых сильных флорентийских рисовальщиков. В 1483 Боттичелли написал «Мадонну со святыми» , в 1485 — алтарный образ «Мария с двумя Иоаннами» . К этому же времени относятся: «Кентавр и Паллада», «Венера и Марс», «Магнификат» и «Мадонна с гранатом» .
Для более поздних работ художника характерно усиление драматизма, эмоциональности, изменение линейного ритма композиций. В работах ощущается беспокойство, возникает некая нервозность. Это изменение стиля было связано с кризисом мировоззрения художника, глубоко пережившего социальные потрясения во Флоренции: изгнание Медичи, восстановление республики, а особенно обличительные речи Савонаролы против папского престола, «погрязшего в языческом зле». Последней картиной светского содержания была «Клевета Апеллеса» , сюжет которой посвящен истории о великом живописце, оклеветанном врагами и в качестве оправдания написавшем картину «Клевета».
Приход к власти во Флоренции Савонаролы в 1494, публичное сожжение книг Ф. Петрарки и Дж. Боккаччо, многочисленных великих полотен привели к упадку культуры. Бегство Боттичелли от образов и стиля античности в лоно христианской религии происходило под знаком этих общественных перемен. Хотя мастеру удалось в этот период создать целый ряд значительных, полных драматизма произведений: «Распятие», «История Виргинии», «Смерть Лукреции», «Рождество Христово» и др., но в этих картинах преувеличенность поз, жестов, мимики была возвращением к уже преодоленной Возрождением культуре готики.
К началу 90-х по заказу одного из Медичи Боттичелли разукрасил рисунками экземпляр «Божественной комедии» Данте (88 листов в Берлинском гравюрном кабинете, 8 — в Ватиканской библиотеке).
Во флорентийском искусстве Боттичелли принадлежит особая роль: никто из флорентийских мастеров не мог сравниться с ним в богатстве поэтической фантазии. При этом творчество великого художника Возрождения — уникальное соединение смелых реалистических исканий и гуманистических увлечений античностью, с одной стороны, и идей флорентийского неоплатонизма и мотивов средневековой мистики — с другой. Большинство его замечательных работ хранятся во Флоренции (Галерея Уффици), ими обладают крупнейшие музеи и собрания Европы, США. В России Боттичелли представлен двумя полотнами в собрании Гос. Эрмитажа ( «Св. Доминик» и «Св. Иероним» ), в Москве, в Гос. Музее изобразительных искусств им. А. Пушкина, хранится «Благовещение» великого флорентийца.