Творчество и биография - Гойен Ян ван

Гойен Ян ван - голландский живописец.
Увлечение живописью проявилось очень рано. В возрасте десяти лет Гойен начал учиться рисунку у лейденских художников И. Сванен-бурга и К. Схильперорта. Отец хотел, чтобы сын стал живописцем по стеклу, но сам Гойен мечтал быть пейзажистом, и его определили в обучение к посредственному художнику-пейзажисту Виллему Гер-ритсу в городе Гоорн. В 1615 г. художник совершил долгое путешествие по Франции, после которого стал учиться у Эсайаса ван де Вел-де в Харлеме.

С 1618 г. Гойен живет в Лейдене, где знакомится с Яном Порселлисом (1629), оказавшим огромное влияние на формирование молодого художника.
С 1634 г. Гойен живет и работает в Гааге. Он многократно посещает Бельгию и путешествует по Голландии. В Гааге художник открыл собственную мастерскую, в которой собрались молодые художники, придерживающиеся демократической направленности. Они противопоставили свое творчество аристократическому искусству живописцев, работавших при дворе принца Оранского. В Гааге к художнику приходит слава, а с ней и крупные заказы от города и двора. За большую панораму Гааги, выполненную для принца Оранского, художник получил огромную по тем временам сумму в 650 гульденов. Но пейзаж в это время был в Голландии самым низкооплачиваемым жанром, поэтому, чтобы заработать на жизнь, Гойен занимался торговлей картинами, продавал дома и даже луковицы тюльпанов. Несмотря на свою популярность, богатым он так никогда и не стал, а в последние годы жизни даже нуждался. После смерти художника его картины и все имущество были проданы с аукциона.
В ранних работах живописца отразилось влияние его учителя, Эсайаса ван де Велде. Гойен использует характерные для нидерландского пейзажа XVI в. темы времен года («Зимний пейзаж с конькобежцами», 1619, частное собрание; миниатюрные «Зима» и «Лето», 1621 — °бе в Государственных музеях, Ьерлин). В то же время эти пейзажи отличаются чертами достоверности и реалистичности, что характерно и для его зрелой живописи, близки полотнам Эсайаса ван де Велде и пейзажи с деревенскими видами, относящиеся к 1623-1625 гг.
От картин небольшого размера художник постепенно переходит к крупным полотнам. Переплетения различных, не связанных друг с другом мотивов, яркий и пестрый колорит, резкая светотеневая контрастность лишают раннюю живопись Гойена внутренней гармонии. Большим мастерством исполнения отличаются ранние рисунки Гойена, в них чувствуется тонкая наблюдательность художника, их линии легки и изящны. Поисками собственного стиля отмечены пейзажи, относящиеся к концу 1620 — началу 1630-х гг. Упрощаются мотивы, более ясной и строгой становится композиция, узнаваемой и реальной предстает природа в деревенских пейзажах художника. Эти работы близки пейзажной живописи П. де Молейна, но ландшафты Гойена более задушевны и лиричны.
Большую роль в формировании художественного мироощущения Гойена сыграло знакомство в 1629 г. с маринистом Яном Порселлисом, чья тональная живопись оказала огромное влияние на молодого художника. Искания Гойена в области передачи атмосферы, пропитанной влажным морским воздухом, отразились в одном из его первых тональных пейзажей «Дюны» (1629, Государственные музеи, Берлин). Кажется, что в изображении старых крестьянских хижин на фоне скромной северной природы с бедной растительностью нет ничего привлекательного. В то же время негромкий, но выразительный колорит с удивительно тонкими цветовыми переходами придает пейзажу оттенок легкой грусти и вносит в картину то очарование, которого нет в живописи многих популярных современников художника. Картины суровой природы, созвучные нелегкой жизни голландских крестьян и рыбаков, близки произведениям «рыбачьей» серии Франса Халса.
Такой же задушевностью веет от изображений повседневной жизни голландской деревни («Пейзаж с крестьянской хижиной», 1631; «Пейзаж с дубом», 1634 — обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Человек у Гойена тесно связан с природой, которая в его работах кажется неподвижной и безмолвной («Берег реки», Национальные музеи, Берлин; «Пейзаж с колодцем», 1633, Картинная галерея, Дрезден). Более динамична природа в работах, содержащих мотив воды. Одно из наиболее значительных произведений Гойена — полотно «Река Маас близ Дордрехта» (1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором ясно видно мастерство художника в изображении широких водных просторов. Все охвачено движением: работой заняты люди на берегу и в лодках, по волнующейся поверхности реки быстро идет парусник, сильно накренившийся набок. Величие водной стихии подчеркивается противопоставлением берегов реки — ближнего и дальнего, где высятся городские постройки.
После переезда в Гаагу художник увлеченно пишет морские и речные пейзажи, в которых виртуозно изображает движение влажного воздуха, зыбкую поверхность воды, бегущие по небу облака («Вид Реки Вааль у Неймегена», 1649, ШИИ, Москва; «Вид Дордрехта», Рейксмузеум, Амстердам; «Устье реки», 1655, Маурицхейс, Гаага; «Харлемское море», 1656, Штеде-вский художественный институт, Франкфурт-на-Майне). Природа в этих картинах динамична, но в то же время в ней чувствуется спокойствие, нет ощущения драматизма или внутреннего конфликта, нет того лиризма и теплоты, которые были свойственны его пейзажам 1630-х гг.
Характерной для этого периода работой является картина «Вид на реке Маас» (1645, Эрмитаж, Санкт-Петербург), выполненная в негромкой гамме теплых желтоватых и серых оттенков. Ощущение широких водных просторов подчеркивается ритмом парусных лодок, расположенных на разных планах полотна, и линией горизонта с силуэтами деревьев и зданий. Все пространство картины пронизано воздухом, насыщенный влагой и свежестью, парусники на зеркальной поверхности воды кажутся легкими, почти невесомыми.