Рубенс Питер Пауль, великий фламандский живописец.
«Королем живописцев и живописцем королей» называли современники
фламандца Рубенса. В одном из красивейших уголков Антверпена до сих пор
находится «Рубенс-хьюз» — дом художника, построенный по его собственному
проекту, и мастерская. Отсюда вышло около трех тысяч картин и много
замечательных рисунков.
Родился в Зигене (Германия). Его отец, доктор права, увлекся Анной Саксонской, супругой принца Оранского. Тот, обличив жену в измене, передал Рубенса в руки правосудия. И он был приговорен к смерти. Жена Рубенса помогла ему бежать в Германию.
Первые годы жизни мальчик провел в Кёльне. Только после смерти отца, в 1589, вместе с матерью вернулся на родину. Пройдя курс в Латинской школе, заложившей основы его образования, Рубенс в 1591 начал заниматься живописью. У него было три учителя: Т. Ферхахт, А. ван Норт и О. Вениус. В 1598 вступил в Антверпенскую гильдию живописцев, а в 1600 уехал в Италию изучать мастеров Высокого Ренессанса. Посетил Венецию, Мантую, Рим и Геную. Был придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага. По его поручению в 1603 посетил Испанию. В Мадриде написал многочисленные портреты испанской знати. Выполнив миссию, в 1604—08 вернулся в Италию к мантуанскому двору. Здесь для алтаря мантуанской церкви создал картину «Преображение» — произведение, отошедшее от ренессансных традиций. В 1608 получил лестный заказ написать алтарный образ для римской церкви Санта-Мария ин Валличелла. Однако Рубенс создал столь смелое произведение, что заказчики его не приняли. В 1609, после смерти матери, вернулся на родину, обосновался в Антверпене, став придворным живописцем эрцгерцога Альберта и его жены Изабеллы Австрийской. В 1610— 14 он создал знаменитые — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (Антверпен. Собор) и сразу завоевал себе положение признанного главы всей новой школы антверпенской живописи.
Работы Рубенса отличались от работ современников драматической выразительностью, напряженной динамикой и героическим накалом в интерпретациях любых сюжетов. К нему потянулись ученики, и его мастерская стала художественным центром страны. Здесь формировались такие живописцы, как А. Ван-Дейк, И. Иордане, Ф. Снейдерс. Рубенс женился на Изабелле Брант, дочери видного антверпенского юриста. Отстаивая как дипломат интересы Южных Нидерландов, он явил своей живописью образцы гражданской доблести для современников: «Муций Сцевола перед Порсеной», «История Деция Муса».
В 1621-1625 годах Рубенс работает над большой серией из 23 картин, предназначенных для украшения Люксембургского дворца и изображающих жизнь Марии Медичи. Несмотря на заказной характер этой работы и на то, что художнику предстояло рассказать о жизни ничем не примечательной особы, талант и изобретательность помогли ему создать замечательный декоративно-живописный ансамбль. Рубенс ввел в картины олимпийских богов и мифологические персонажи, которые не только оживили полотна, но и, по сути, стали их главными героями.
После смерти в 1626 жены Рубенс женился в 1630 на красавице Елене Фоурман, ставшей основной моделью его последующих произведений. Ей он посвятил «Портрет Елены Фоурман с детьми» (1636. Париж. Лувр) и «Шубку».
В 1628 вновь посетил Мадрид и познакомился с Д. Веласкесом. В 1630, подготовляя в Лондоне мирный договор между Испанией и Англией, создал аллегорию «Война и мир» (Лондон. Национальная галерея), а в конце 30-х посвятил разоренной войной Европе аллегорию «Ужасы войны». Расписал потолки банкетного зала в Уайтхолле. Особое место в творчестве Рубенса занимала античная тематика: «Вакханалия» (Гос. музей изобразительных искусств), «Пьяный силен» (Мюнхен. Пинакотека), «Похищение дочерей Левкиппа» (Мюнхен. Пинакотека). В них удивительно сочетаются классические традиции, изученные художником во время посещения Италии, и поиски нового. Так, в «Похищении...» избитая, в общем-то, тема звучит довольно неожиданно: вместо драматизма — гимн силе любви, энергии, смелости и красоте человека. В 1635 ему было поручено оформить площади и улицы Антверпена по случаю приезда нового наместника. В последние годы жизни Рубенса в стране восторжествовала реакция. Рубенс отошел от общественных дел, в мае 1635 года приобрел загородный замок Стеен. Здесь он все чаще обращается к пейзажу («Пейзаж с замком Стеен», ок. 1636-1640) и к изображению человека на лоне природы («Крестьянский танец», 1636- 1640), а большинство заказов предоставил мастерской.
Его творчество не только определило своеобразие фламандской школы живописи, но и повлияло на судьбы европейского искусства.
Родился в Зигене (Германия). Его отец, доктор права, увлекся Анной Саксонской, супругой принца Оранского. Тот, обличив жену в измене, передал Рубенса в руки правосудия. И он был приговорен к смерти. Жена Рубенса помогла ему бежать в Германию.
Первые годы жизни мальчик провел в Кёльне. Только после смерти отца, в 1589, вместе с матерью вернулся на родину. Пройдя курс в Латинской школе, заложившей основы его образования, Рубенс в 1591 начал заниматься живописью. У него было три учителя: Т. Ферхахт, А. ван Норт и О. Вениус. В 1598 вступил в Антверпенскую гильдию живописцев, а в 1600 уехал в Италию изучать мастеров Высокого Ренессанса. Посетил Венецию, Мантую, Рим и Геную. Был придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага. По его поручению в 1603 посетил Испанию. В Мадриде написал многочисленные портреты испанской знати. Выполнив миссию, в 1604—08 вернулся в Италию к мантуанскому двору. Здесь для алтаря мантуанской церкви создал картину «Преображение» — произведение, отошедшее от ренессансных традиций. В 1608 получил лестный заказ написать алтарный образ для римской церкви Санта-Мария ин Валличелла. Однако Рубенс создал столь смелое произведение, что заказчики его не приняли. В 1609, после смерти матери, вернулся на родину, обосновался в Антверпене, став придворным живописцем эрцгерцога Альберта и его жены Изабеллы Австрийской. В 1610— 14 он создал знаменитые — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (Антверпен. Собор) и сразу завоевал себе положение признанного главы всей новой школы антверпенской живописи.
Работы Рубенса отличались от работ современников драматической выразительностью, напряженной динамикой и героическим накалом в интерпретациях любых сюжетов. К нему потянулись ученики, и его мастерская стала художественным центром страны. Здесь формировались такие живописцы, как А. Ван-Дейк, И. Иордане, Ф. Снейдерс. Рубенс женился на Изабелле Брант, дочери видного антверпенского юриста. Отстаивая как дипломат интересы Южных Нидерландов, он явил своей живописью образцы гражданской доблести для современников: «Муций Сцевола перед Порсеной», «История Деция Муса».
В 1621-1625 годах Рубенс работает над большой серией из 23 картин, предназначенных для украшения Люксембургского дворца и изображающих жизнь Марии Медичи. Несмотря на заказной характер этой работы и на то, что художнику предстояло рассказать о жизни ничем не примечательной особы, талант и изобретательность помогли ему создать замечательный декоративно-живописный ансамбль. Рубенс ввел в картины олимпийских богов и мифологические персонажи, которые не только оживили полотна, но и, по сути, стали их главными героями.
После смерти в 1626 жены Рубенс женился в 1630 на красавице Елене Фоурман, ставшей основной моделью его последующих произведений. Ей он посвятил «Портрет Елены Фоурман с детьми» (1636. Париж. Лувр) и «Шубку».
В 1628 вновь посетил Мадрид и познакомился с Д. Веласкесом. В 1630, подготовляя в Лондоне мирный договор между Испанией и Англией, создал аллегорию «Война и мир» (Лондон. Национальная галерея), а в конце 30-х посвятил разоренной войной Европе аллегорию «Ужасы войны». Расписал потолки банкетного зала в Уайтхолле. Особое место в творчестве Рубенса занимала античная тематика: «Вакханалия» (Гос. музей изобразительных искусств), «Пьяный силен» (Мюнхен. Пинакотека), «Похищение дочерей Левкиппа» (Мюнхен. Пинакотека). В них удивительно сочетаются классические традиции, изученные художником во время посещения Италии, и поиски нового. Так, в «Похищении...» избитая, в общем-то, тема звучит довольно неожиданно: вместо драматизма — гимн силе любви, энергии, смелости и красоте человека. В 1635 ему было поручено оформить площади и улицы Антверпена по случаю приезда нового наместника. В последние годы жизни Рубенса в стране восторжествовала реакция. Рубенс отошел от общественных дел, в мае 1635 года приобрел загородный замок Стеен. Здесь он все чаще обращается к пейзажу («Пейзаж с замком Стеен», ок. 1636-1640) и к изображению человека на лоне природы («Крестьянский танец», 1636- 1640), а большинство заказов предоставил мастерской.
Его творчество не только определило своеобразие фламандской школы живописи, но и повлияло на судьбы европейского искусства.