Творчество и биография - Тициан Вечеллио

Тициан Вечеллио, великий итальянский живописец, представитель венецианской школы.

«Красивыми фигуры делают не яркие краски, а мастерство художника».

Родился в Пьеве-ди-Кадоро — маленьком городе на границе венецианских владений в Альпах. Происходил из семьи Вечелли, весьма влиятельной в городке. Отец художника во время войны Венеции с императором Максимилианом оказал большие услуги республике Св. Марка.

Дарование живописца проявилось в Тициане довольно рано. Уже в девять лет отец отправил его в Венецию к мозаичисту С. Цуккато. Впрочем, Тициан пробыл в этой мастерской недолго. Вскоре он перешел к Дж. Беллини. В 1507 вместе с Себастьяно дель Пьомбо поступил в мастерскую к Джорджоне, но уже не в качестве ученика, а первого помощника. Три года, проведенные здесь, значили для художника чрезвычайно много. Джорджоне познакомил его с Пьетро Бембо — одним из ярких представителей патрицианской культуры. Многие ранние произведения Тициана, по преимуществу портреты, написаны под влиянием Джорджоне. Считается, что он завершил несколько работ последнего, в том числе «Спящую Венеру» (ок. 1510. Дрезден. Картинная галерея).

В 1514 герцог Альфонсо д'Эсте пригласил Тициана к себе в Феррару. При герцогском дворце Тициан создал несколько замечательных полотен, из которых выделяется серия портретов Лауры де'Дианти — возлюбленной герцога. Они находятся сейчас в разных собраниях — «Тицианова красавица» (Париж. Лувр) и «Флора» (Флоренция). Здесь же Тициан подружился с великим итальянским поэтом Ариосто, замечательный портрет которого написал. В трех больших мифологических композициях, созданных в следующие несколько лет для феррарских герцогов д'Эсте, он с еще большим мастерством использовал цвет. Формирование творчества Тициана совпало с началом нового периода в жизни Венеции — периода героической борьбы республики за независимость. В оккупированных городах возникали патриотические организации, одну из которых — «Тайная лига пятнадцати» — возглавили родственники Тициана.

Уже первые картины художника — «Ассунта» (1516—18) — проникнуты мощью, титанизмом образов. Вскоре Тициан затмил своих учителей и получил звание первого живописца Венецианской республики (1516) с обязательством писать портрет каждого нового дожа. Тициан выполнил три портрета: Ландо (1531), Донато (1535) и Тревизано (1553), находящихся в зале Великого совета Дворца дожей. Первой большой работой была картина «Вознесение девы Марии» (1518. Венеция. Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари), написанная в типичном для него возвышенном духе.

В 20—40-е в духовной жизни Венеции начинается новое возрождение. Венеция — единственное государство Италии, сумевшее сохранить республиканскую форму правления и могущество. Начинается массовое переселение представителей прогрессивной культуры в Венецию. В 20—40-е Тициан находился в расцвете творческих сил и славы. В этот период он встретился в Болонье с императором Священной Римской империи — Карлом V. Эта встреча до конца жизни художника связала его с Габсбургами. К 30-м XVI века слава его вышла далеко за пределы Италии. Он получил от Карла V титул графа Палатинского. Его жизнь не смогла надолго омрачить даже смерть жены Чечиллии.

В эти годы Тициан, П. Аретино и Я. Сансовино возглавили так называемый «Триумвират» — центр культурной жизни Венеции. Наряду с картинами для частных заказчиков Тициан создавал монументальные героические полотна для венецианских церквей и Дворца дожей. Его «Битва при Кадоре» (1514—36), погибшая в 70-х XVI века и известная только по копиям, — первая настоящая историческая картина Возрождения. В 1533 он стал придворным художником Карла V. Сын — Филипп II Испанский позже стал его покровителем.

С этим периодом связан блестящий расцвет творчества Тициана-портретиста. В 30-е он создал портрет молодого авантюриста — кардинала Ипполито Медичи (1533. Флоренция. Галерея Питти), замечательный профильный портрет короля-рыцаря Франциска I (ок. 1538—39. Париж. Лувр), монументальный, в полный рост портрет Карла V (1533. Мадрид. Прадо) и серию идеализированных портретов двенадцати Римских цезарей для Федериго Гонзаго (1538). В 40-е XVI века Тициан приехал в Рим, где ему был заказан портрет папы. Сороковые годы — последний период творчества художника — связаны с началом нового этапа феодально-католической реакции в Италии. Тем не менее в 1544 Тициан создал одну из своих знаменитых картин — «Данаю» . В XVI веке это был довольно редкий сюжет. Над ней художник начал работать еще в Венеции для Оттавио Фарнезе. картина находилась в личных покоях Алессандро Фарезе в Ватикане. С этой семьей связано несколько работ Тициана. Одной из самых выдающихся являлся портрет Павла III с Оттавио и Алессандро Фарнезе. Через последнего Тициан пытался добиться для своего сына Помпония престижной епархии. Портрет настолько правдиво отражал характеры трех людей, что забирать у художника они его не спешили. В это время ведущей темой его творчества стало столкновение человека с окружающим миром. В 1548—49 и 1550—51 создал портреты сановников императорского двора в Аугсбурге (Германия). Реалистические тенденции в творчестве Тициана наиболее полно выразились в портретах. Ни один другой художник Высокого Возрождения не уделял этому жанру такого внимания, как Тициан. Портрет являлся у него не второстепенным, а в некоторые периоды — ведущим жанром.

В 1560-е создал серию картин по заказу Филиппа II Испанского. В последние годы писал в очень свободной манере, предвосхитившей творчество импрессионистов. Работы Тициана отличаются богатой цветовой гаммой, изобретательной композицией. Им создано большое число произведений на религиозные и мифологические темы. Его творчество оказало влияние не только на венецианскую школу, но и на все западноевропейское искусство.