Рафаэль Санти, великий итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения и архитектор.
Родился в Урбино в семье Дж. Санти — придворного художника и поэта герцога Урбинского. Первые уроки живописи получил у отца. Когда он умер, Рафаэль перешел в студию Т. Вити. В 1500 переехал в Перуджо и поступил в мастерскую Перуджино сначала как ученик, а потом — как помощник. Здесь усвоил лучшие особенности стиля умбрийской школы Живописи: стремление к выразительной трактовке сюжета и благородство форм. Вскоре довел свое мастерство до того, что отличить копию от оригинала стало невозможно.
Из юношеских картин Рафаэля особой популярностью пользуются три: «Архангел Михаил, поражающий сатану» (Париж. Лувр), «Сон рыцаря» (Лондон. Национальная галерея), «Три грации». В этот период художник много внимания уделял рисунку. Сохранилась его «Книга эскизов» (Венецианская академия художеств). Учебу у П. Перуджино окончил в 1502, написав алтарную икону «Увенчание Богородицы». Осенью 1504 отправился во Флоренцию, изучал там произведения живописи, а также перспективу и анатомию по работам Леонардо да Винчи, Мазаччо, Микеланджело и Фра Бартоломмео. Влияние творчества этих художников на Рафаэля было огромно. Особенно это чувствуется в портретной живописи. Так портреты Аньоло Дони и его жены Маддалены (Флоренция. Галерея Питти) ясно свидетельствуют о влиянии портретов Леонардо.
Во Флоренции написаны образы: «Мадонна со щегленком» (Флоренция. Галерея Уффици), «Мадонна в зелени» (Вена), «Прекрасная садовница» (Париж. Лувр). В 1508 папа Юлий II, по рекоменданции знаменитого Браманте, вызвал Рафаэля в Рим для работы Ватиканском дворце. В течение двенадцати лет художник расписывал покои папы. Первый зал — Станца- делла-Сеньятура (станца — комната) украшен большими аллегорическими фигурами богословия, философии, юриспруденции и поэзии, олицетворяющими собою четыре духовные силы — религию, науку, право и красоту. Они размещены на потолке. Рядом с ними представлены «Грехопадение Адама и Евы», «Суд Соломона», «Победа Аполлона над Марсием» и аллегория астрономии. Стены зала заняты большими фресками: «Спор о таинстве Эвхаристии», или «Диспута», «Афинская школа», «Император Юстиниан» и «Парнас» (1509).
Вторая серия фресок периода 1511—14 включает в себя драматичную «Мессу в Больсене», «Изгнание сирийского полководца Элиодора из Иерусалимского храма», «Освобождение Рима от нашествия Аттилы и гуннов» и «Освобождение апостола Петра из темницы». Они расположены в следующем зале — Станца дель Элиодоро. На его потолке написаны разные сцены из Ветхого Завета. В третьем зале — «Зале пожара» — потолок еще раньше был расписан учителем Рафаэля П. Перуджино. Ни в одном произведении, пожалуй, не удалось достичь такого единства идеального и реального, как в живописи Ватиканского дворца.
Наряду с этими работами художник создал также лоджии (Лоджии Рафаэля). После этих работ на Рафаэля обрушился град заказов. В течение пяти лет он расписал виллу Фарнезина в Риме (1511—12), работал над «Сикстинской мадонной» (ок. 1512. Дрезден. Картинная галерея). Приблизительно в эти годы создал великолепный портрет «Бальдасаре Кастильоне» (ок. 1515. Париж. Лувр).
В архитектуру он внес не меньший вклад, чем в живопись. Свое первое сооружение — церковь Сан - Элиджо дельи Орефичи — возвел в 1509. Второе церковное здание Рафаэля — капелла Киджи в церкви Санта-Мариа дель Пополо (1512—20) в отличие от предыдущей постройки тяжеловесна и перенасыщена декором. Мозаики капеллы выполнены по рисункам самого художника. После смерти Браманте Рафаэль стал главным архитектором на строительстве собора Св. Петра. В 1515 новый папа Лев X назначает его «хранителем древности». К этому времени относится строительство нескольких палаццо в Риме: палаццо Видони-Каффарелли (1515); палаццо Бранкониа дель Аквила, в котором чувствуется увлечение художника античностью. Композиция палаццо повлияла на композицию галереи в Фонтенбло. Палаццо Пандольфини во Флоренции строилось Дж. да Сангалло по проекту Рафаэля. В палаццо удачно соединился тип флорентийского (палаццо Строцци) и римского дворца. Наиболее известной постройкой художника является вилла Мадама. По его проекту ее заканчивал А. да Сангалло Младший для кардинала Дж. Медичи (будущий папа Климент VII). Стройность и легкость наружной отделки и гармоничное сочетание с окружающей природой — характерные особенности этой постройки. Вилла была закончена на треть, когда Рафаэль неожиданно умер.
Родился в Урбино в семье Дж. Санти — придворного художника и поэта герцога Урбинского. Первые уроки живописи получил у отца. Когда он умер, Рафаэль перешел в студию Т. Вити. В 1500 переехал в Перуджо и поступил в мастерскую Перуджино сначала как ученик, а потом — как помощник. Здесь усвоил лучшие особенности стиля умбрийской школы Живописи: стремление к выразительной трактовке сюжета и благородство форм. Вскоре довел свое мастерство до того, что отличить копию от оригинала стало невозможно.
Из юношеских картин Рафаэля особой популярностью пользуются три: «Архангел Михаил, поражающий сатану» (Париж. Лувр), «Сон рыцаря» (Лондон. Национальная галерея), «Три грации». В этот период художник много внимания уделял рисунку. Сохранилась его «Книга эскизов» (Венецианская академия художеств). Учебу у П. Перуджино окончил в 1502, написав алтарную икону «Увенчание Богородицы». Осенью 1504 отправился во Флоренцию, изучал там произведения живописи, а также перспективу и анатомию по работам Леонардо да Винчи, Мазаччо, Микеланджело и Фра Бартоломмео. Влияние творчества этих художников на Рафаэля было огромно. Особенно это чувствуется в портретной живописи. Так портреты Аньоло Дони и его жены Маддалены (Флоренция. Галерея Питти) ясно свидетельствуют о влиянии портретов Леонардо.
Во Флоренции написаны образы: «Мадонна со щегленком» (Флоренция. Галерея Уффици), «Мадонна в зелени» (Вена), «Прекрасная садовница» (Париж. Лувр). В 1508 папа Юлий II, по рекоменданции знаменитого Браманте, вызвал Рафаэля в Рим для работы Ватиканском дворце. В течение двенадцати лет художник расписывал покои папы. Первый зал — Станца- делла-Сеньятура (станца — комната) украшен большими аллегорическими фигурами богословия, философии, юриспруденции и поэзии, олицетворяющими собою четыре духовные силы — религию, науку, право и красоту. Они размещены на потолке. Рядом с ними представлены «Грехопадение Адама и Евы», «Суд Соломона», «Победа Аполлона над Марсием» и аллегория астрономии. Стены зала заняты большими фресками: «Спор о таинстве Эвхаристии», или «Диспута», «Афинская школа», «Император Юстиниан» и «Парнас» (1509).
Вторая серия фресок периода 1511—14 включает в себя драматичную «Мессу в Больсене», «Изгнание сирийского полководца Элиодора из Иерусалимского храма», «Освобождение Рима от нашествия Аттилы и гуннов» и «Освобождение апостола Петра из темницы». Они расположены в следующем зале — Станца дель Элиодоро. На его потолке написаны разные сцены из Ветхого Завета. В третьем зале — «Зале пожара» — потолок еще раньше был расписан учителем Рафаэля П. Перуджино. Ни в одном произведении, пожалуй, не удалось достичь такого единства идеального и реального, как в живописи Ватиканского дворца.
Наряду с этими работами художник создал также лоджии (Лоджии Рафаэля). После этих работ на Рафаэля обрушился град заказов. В течение пяти лет он расписал виллу Фарнезина в Риме (1511—12), работал над «Сикстинской мадонной» (ок. 1512. Дрезден. Картинная галерея). Приблизительно в эти годы создал великолепный портрет «Бальдасаре Кастильоне» (ок. 1515. Париж. Лувр).
В архитектуру он внес не меньший вклад, чем в живопись. Свое первое сооружение — церковь Сан - Элиджо дельи Орефичи — возвел в 1509. Второе церковное здание Рафаэля — капелла Киджи в церкви Санта-Мариа дель Пополо (1512—20) в отличие от предыдущей постройки тяжеловесна и перенасыщена декором. Мозаики капеллы выполнены по рисункам самого художника. После смерти Браманте Рафаэль стал главным архитектором на строительстве собора Св. Петра. В 1515 новый папа Лев X назначает его «хранителем древности». К этому времени относится строительство нескольких палаццо в Риме: палаццо Видони-Каффарелли (1515); палаццо Бранкониа дель Аквила, в котором чувствуется увлечение художника античностью. Композиция палаццо повлияла на композицию галереи в Фонтенбло. Палаццо Пандольфини во Флоренции строилось Дж. да Сангалло по проекту Рафаэля. В палаццо удачно соединился тип флорентийского (палаццо Строцци) и римского дворца. Наиболее известной постройкой художника является вилла Мадама. По его проекту ее заканчивал А. да Сангалло Младший для кардинала Дж. Медичи (будущий папа Климент VII). Стройность и легкость наружной отделки и гармоничное сочетание с окружающей природой — характерные особенности этой постройки. Вилла была закончена на треть, когда Рафаэль неожиданно умер.