Творчество и биография - Веласкес Диего де Сильва

Веласкес Диего де Сильва, великий испанский художник.

Родился в Севилье, одном из крупнейших художественных центров Испании конца XVI – начала XVII века. Отец художника происходил из португальского семейства, перебравшегося в Андалузию. Он хотел, чтобы сын стал юристом или писателем, однако не мешал Веласкесу заниматься живописью.

Первым учителем его был Фр. Эррера Старший, а потом — Ф. Пачеко. Дочь Пачеко стала женой Веласкеса. В мастерской Пачеко Веласкес занимался писанием голов с натуры. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Карьера молодого живописца складывалась успешно. В 1623 Веласкес переехал в Мадрид, где копировал образцовые произведения живописи в Королевском собрании, в том числе шедевры В. Тициана, Я. Тинторетто и др., и написал портрет поэта Л. Гонгоры. На следующий год ему был заказан портрет Филиппа IV верхом на коне. Эта работа была столь удачной, что восхитила двор, и Веласкес получил звание придворного живописца. В 1627 в соревновании с другими художниками написал картину «Изгнание мавров» , за победу ему было присвоено звание гофмейстера.

Ранние работы Веласкеса, написанные до 1623, представляли собой сцены из народного быта, в которых было мало действия, а лица выражали несложные чувства ( «Завтрак», «Продавец воды», «Старая кухарка» и др.). Позднее, в картине «Пьяницы» , или «Вакх» (1626—28), мифологический сюжет дал Веласкесу повод живо и непосредственно воссоздать сцену из испанской народной жизни.

В 1628 состоялось его знакомство с П.-П. Рубенсом, посетившим Мадрид. Рубенс пробудил в нем желание посетить Италию. В Италии (1629—30) Веласкес изучал творчество Рафаэля и Микеланджело, а также антики. Знакомство с искусством Италии сделало стиль художника более свободным и блестящим. Практически все картины, созданные после Италии, можно отнести к числу шедевров. Это и «Кузница Вулкана» (1630) и «Взятие Бреды» , многочисленные портреты Филиппа III, Филиппа IV, их чад и домочадцев. В «Кузнице Вулкана» античный сюжет вновь был истолкован как бытовая сцена. Веласкес увековечил на этом полотне красоту физического труда простых людей, хотя картина предназначалась для украшения королевских апартаментов.

Период с 1631 по 49 был самым плодотворным для художника. В эти годы он создал монументальные полотна и знаменитые портреты Филиппа IV, на которых король Испании и его приближенные изображены в момент охоты, на фоне голубых холмов Кастилии. Тогда же были написаны конные портреты. Несмотря на их заданную парадность, художник сумел создать психологические портреты принца Бальтасара, Филиппа IV, его жены Елизаветы Бурбонской. Эти работы относятся к числу очень значительных в творческом наследии Веласкеса.

Хотя Веласкесу приходилось писать монарха, его семью и близких, он правдиво раскрывал внутренний облик персонажей. Особой прямотой и силой характеристики отличаются так называемые «погрудные портреты». Каждый из них несет печать яркой индивидуальности. Таковы портреты энергичного Алонсо Кано (ок. 1632—33), уверенного в себеМартинеса Монтаньеса (ок. 1637), жестокого и властолюбивого временщика-министра Оливареса (ок. 1638), Хуана де Пареха и др. Последний портрет — блестящий образец смелого реализма и психологической глубины в портретном искусстве эпохи барокко. Хуан де Пареха был живописцем скромного таланта, начинал работать в мастерской Веласкеса в 1630-х, сопровождал художника в Италию. Современники, видевшие картину «Хуан де Пареха», были потрясены сходством с оригиналом и жизненностью изображения. Считается, что бурный успех этой картины привел к избранию Веласкеса в Римскую академию в 1650. Гораздо реже Веласкес писал женские портреты. Один из лучших среди них — портрет «Дамы с веером» (ок. 1648). Особое место в творчестве художника занимают портреты карликов, уродцев, шутов, слу¬живших забавой для короля и его приближенных. Вся серия написана между 1633—48. Веласкес сумел разглядеть в существах, обиженных природой, и высоту духа, и достоинство, и интеллект.

В 1643 художник получил почетное звание королевского гардеробмейстера, в 1642—44 сопровождал короля в его походе для усмирения Арагонии. А в конце 1648 командирован для закупки картин в дворцовую галерею в Италию. Через год после возвращения, в 1652, он назначен камергером, а в 1659 возведен в рыцари и принят в аристократический военный орден Сантьяго. С этого момента начался новый — третий этап творчества художника. Изменилась его жанровая палитра.

Наивысшего мастерства достиг Веласкес в портрете папы Иннокентия X (1650. Рим. Дворец Дория). Это один из лучших портретов европейской живописи XVII столетия: с беспощадной правдивостью передал художник не только внешний облик, но и грубо-страстную натуру злобного и хитрого человека. «Слишком правдиво!» — воскликнул, по свидетельству современника, папа, увидев этот портрет. В последний период творчества Веласкес создал две многофигурные композиции: «Менины» (1656. Мадрид. Прадо) и «Пряхи» (ок. 1657). Полотно «Менины» (Придворные дамы) считается лучшим из всего, что создано Веласкесом. Сцена придворного быта, участником которой является сам живописец, пишущий королевскую чету, отмечена благородством, элегантной сдержанностью исполнения. Глубокий реализм делает этот портрет королевской семьи историческим документом. В «Пряхах» художник вновь обратился к теме труда. На сей раз это труд прях на королевской мануфактуре по выделке шпалер. Живые движения работниц, сочные краски, лучи света, врывающиеся в окна мастерской, — все проникнуто «трезвым отношением к действительности», которые определяли стиль Веласкеса.