Что такое современное искусство?

Многих людей охватывает недоумение, когда они в художественных галереях видят холсты с невнятными изображениями, которым придается такой же статус, как работам "старых мастеров".
За последние сто лет роль искусства в западной культуре изменилась.
Техническое мастерство и реализм, которым начиная с XV* века придавали наиболее важное значение, сегодня отошли на второй план. Тем не менее для большинства людей это все еще непременные составляющие настоящего искусства.

        До современного искусства

В основе традиционного искусства лежали следующие сюжеты:




1. Портрет. Людям всегда хотелось иметь свои изображения,
увековеченные для потомства, но позволить себе это могли только богатые.

2. Религия и мифология. В сценах из Библии и греческой и римской мифологии можно было черпать красочные и поучительные с точки зрения морали сюжеты.

3. Сцены из повседневной жизни. Поскольку общество становилось все более демократическим, возникала потребность в картинах, которые могли быть понятны людям, не имевшим классического или религиозного образования.

Неизвестный византийский автор: Мадонна с младенцем на овальном троне. 1200. Дерево, темпера. 81,5 х 41,9 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон 






Паоло Уччелло: Битва при Сан-Романо. 1450. Дерево, темпера. 181,6 х 320 см. Лондонская национальная галерея, Англия
 





 4. Исторические события. Власти предержащие стремились увековечить важнейшие исторические события , особенно если победителями представали они сами.

5. Пейзажи. По мере того как западное общество становилось все более индустриальным, возрастала ностальгия по первозданной природе.
 
6. Натюрморт. Иногда художники рисовали какие-то предметы, желая отобразить их символические свойства, но часто и ради собственного интереса.

Рейчел Райш: Натюрморт со змеей. 1685-1690. Холст, масло. 52 х 40 см. Музей Ашмолеан, Оксфорд, Англия




  • Что изменилось?
Изобретение фотографии в 1830 году побудило художников стремиться к достижению большего реализма. Но уже к концу XIX века художники стали задумываться, стоит ли вообще отображать окружающий мир в искусстве. Это привело к возникновению абстрактного искусства.
    Вторым фактором стал закат патронажа - системы, посредством которой церковь, королевская семья и аристократия давали художником заказы. В XI столетии торговцы произведениями искусства стали выставлять на продажу  и незаказные работы, что дало художникам большую свободу выбора в творчестве.
  • Движение в современном искусстве
Начав экспериментировать с новыми стилями и техникой,  художники объединялись в группы и обсуждали в них свои идеи. Мастера, имевшие общие цели, часто создавали сове движение (например, футуристы). Помимо чувства солидарности и взаимного доверия. участие в этих движениях поднимало авторитет их членов, поскольку к группам художников отношение было более серьезным, чем к независимым индивидуалам.
  • Уклонение от "измов"
Классификация художников по движениям, с которыми они больше всего ассоциируются. весьма заманчива. Но в таком случае игнорируется факт, что каждый художник представляет собой индивидуальность  и каждое произведение искусства уникально.
  • Авангард
Этот термин происходит от слова, обозначающего войсковое подразделение, идущее впереди, и относится к художникам, бросающим вызов сложившимся традициям. 

 * XV столетие отмечено началом периода культурного возрождения в Европе, известного как Ренессанс. 


Современное искусство на испытании
                                                   "Это совсем не похоже".                                         
Даже самые реалистические произведения искусства на самом деле зрительная иллюзия.
Согласитесь, весьма странно - пытаться создать видимость трехмерного пространства, накладывая краски на плоскую поверхность. Сейчас, когда фотография, кинематограф, телевидение и видео могут делать это столь прекрасно, не пора ли живописи обратиться к другим видам реальности?

                                                   "Это может каждый".
Многие судят о произведении искусства по очевидному техническому мастерству художника.
Они отыскивают такие характерные признаки, как "правильная" перспектива и мягкое затемнение, создающие иллюзию трехмерного пространства. Но говорит ли это об оригинальности мышления, что как бы и является наиболее важным элементом творчества? На самом деле многие современные художники почувствовали, что акцентирование внимания на технике может притупить воображение.

                                                   "Я не понимаю этого".
Произведения искусства можно интерпретировать по- разному. Ваше личное мнение имеет такое же право на существование, как и мнение критика, особенно если если вы внимательно рассматриваете работу и размышляете над тем, что видите.  Сведения о художнике и знание обстоятельств, при которых была написана картина, помогут вам лучше понять произведение.

  • "Желтые острова" Джексона Поллока 
Джексон Поллок: Желтые острова. 1952. 
143,5х185,4 см. Галерея Тейт, Лондон, Англия




Эта картина наиболее типична для такого     
вида искусства, который подвергается резкой  критике. Она далеко не реалистична, но имеет ряд ярких характерных признаков:


Ритмичный узор по всей поверхности полотна может вызвать в воображении зрителя различные эмоции, подобно тому как музыка вызывает разные  настроения у слушателя*.


Четкость и  насыщенность пятен выражают   энергию, с которой художник рисовал их.


В отличие от более традиционных произведений искусства,
 картина не претендует на то, чтобы представлять нечто больше, чем живопись.


Некоторые считают, что подобные работы побуждают зрителя заглянуть за пределы мира узнаваемых предметов, в более духовную или воображаемую плоскость.


Как он это делал?
Поллок был одним из лидеров "живописи действия". Он рисовал не на мольберте, а раскладывал холст на полу и просто разливал или разбрызгивал на нем краски. Затем он ставил холст в вертикальное положение, прибавлял черной краски и давал ей стекать вниз по картине. 


Джексон Поллок за работой над произведением "живописи действия"






  •  Детские каракули
Когда о произведении говорят: "Это может сделать пятилетний ребенок", обычно подразумевают негативный смысл. Тем не менее художник может быть доволен подобной оценкой. Спонтанность и насыщенность детских рисунков, творчество душевнобольных или людей первобытных обществ (например, в некоторых регионах Африки или в средневековой Европе) у многих вызывают  восхищение. Некоторые художники даже пытались превзойти эти качества в своих произведениях. Один из самых известных художников ХХ века Анри Матисс говорил: "Мы должны смотреть на жизнь глазами детей".


*Многие современные художники, например Гоген и Кандинский верили, что искусство, может передаваться на интуитивном уровне.