Это жанр изобразительного искусства, изображение одного или более
неодушевленных предметов. Как и в жанре пейзажа, первыми стали рисовать
натюрморты как самостоятельные произведения датские художники XVII
века. Раньше их обычно использовали в картинах как вспомогательные
элементы, чтобы придать картине большую достоверность.Некоторые
художники писали натюрморты, прежде всего стремясь продемонстрировать
свою технику, другие же придавали им скорее лишь символический смысл или
использовали этот жанр для выражения своего душевного состояния*. Но,
возможно, основная роль натюрморта в современном искусстве заключалась в
соединении экспериментирования с техникой и стилистикой, как это было у
кубистов.
Кубизм возник не спонтанно. Он явился результатом процесса постепенных перемен, и одним из участников этого направления был Сезанн. С точки зрения стандартов реализма и достижений техники, существовавших со времен эпохи Возрождения, подобная живопись несомненно считалась "неудачной". Блюдо не круглое, и ваза выглядит как формочка для желе.
На блюде вы видите яблоки, а рядом апельсины в вазе.
Но Сезанна не интересовал реализм - он хотел исследовать зрительный и психологический эффект, показывая предметы с разных углов зрения одновременно. Представители традиционного искусства не признавали творчество Сезанна на протяжении большей части его жизни. Однако многие сторонники авангарда, в том числе Пикассо, черпали вдохновение в его произведениях. Но когда кто-то из них приходил к художнику для выражения своего признания, Сезанн уже не верил в искренность похвал, так как привык к безразличию со стороны окружающих.
Кубизм
Если задуматься, идея изображения предметов. имеющих три измерения, на двухмерном пространстве представляется довольно противоречивой. Находясь под впечатлением искусства африканских племен и первых работ Сезанна. Брак и Пикассо исследовали это противоречие в своем творчестве на протяжении 1907-1914 годов. Они чувствовали. что признавая сложность двухмерного изображения, они более честны и реалистичны, чем художники, пытавшиеся создать иллюзию реальности. Для выражения того, что, по их мнению, было более сложной версией реальности, Пикассо и Брак использовали различные способы, и прежде всего, отказ от взгляда на перспективу с одного угла зрения, который преобладал со времен эпохи Возрождения. Другой способ включал использование (подчас остроумное) словесного и визуального ключей к пониманию их картин.
По сравнению с полотном Сезанна, эта работа выглядит почти абстрактно, Она не содержит узнаваемых предметов и при этом не только перенимает подход Сезанна, но и идет дальше.
Брак намеренно выбрал очень ограниченное цветовое построение, акцентируя внимание на своих экспериментах с формой.
- "Яблоки и апельсины" Сезанна
Поль Сезанн: Натюрморт с яблоками и апельсинами. 1895-1900. Холст, масло. 73х92 см. Музей Орсэ, Париж, Франция |
Кубизм возник не спонтанно. Он явился результатом процесса постепенных перемен, и одним из участников этого направления был Сезанн. С точки зрения стандартов реализма и достижений техники, существовавших со времен эпохи Возрождения, подобная живопись несомненно считалась "неудачной". Блюдо не круглое, и ваза выглядит как формочка для желе.
На блюде вы видите яблоки, а рядом апельсины в вазе.
Но Сезанна не интересовал реализм - он хотел исследовать зрительный и психологический эффект, показывая предметы с разных углов зрения одновременно. Представители традиционного искусства не признавали творчество Сезанна на протяжении большей части его жизни. Однако многие сторонники авангарда, в том числе Пикассо, черпали вдохновение в его произведениях. Но когда кто-то из них приходил к художнику для выражения своего признания, Сезанн уже не верил в искренность похвал, так как привык к безразличию со стороны окружающих.
Кубизм
Если задуматься, идея изображения предметов. имеющих три измерения, на двухмерном пространстве представляется довольно противоречивой. Находясь под впечатлением искусства африканских племен и первых работ Сезанна. Брак и Пикассо исследовали это противоречие в своем творчестве на протяжении 1907-1914 годов. Они чувствовали. что признавая сложность двухмерного изображения, они более честны и реалистичны, чем художники, пытавшиеся создать иллюзию реальности. Для выражения того, что, по их мнению, было более сложной версией реальности, Пикассо и Брак использовали различные способы, и прежде всего, отказ от взгляда на перспективу с одного угла зрения, который преобладал со времен эпохи Возрождения. Другой способ включал использование (подчас остроумное) словесного и визуального ключей к пониманию их картин.
- "Кларнет и бутылка рома на камине" Жоржа Брака
Жорж Брак: Кларнет и бутылка рома на камине. 1911. Холст, масло. 87,6 х 60,3 см. Галерея Тейт, Лондон, Англия |
По сравнению с полотном Сезанна, эта работа выглядит почти абстрактно, Она не содержит узнаваемых предметов и при этом не только перенимает подход Сезанна, но и идет дальше.
Брак намеренно выбрал очень ограниченное цветовое построение, акцентируя внимание на своих экспериментах с формой.
- В верхней части широкой пирамиды расположен большой прямоугольник с маленькими прямоугольником на самом верху. Напоминает ли вам это бутылку? Об этом говорит этикетка -RHU- три первых буквы от французского слова Rhum (ром).
- Из-за бутылки выступает кларнет, его звуковые отверстия видны с боку, а другая часть - слева, сзади - похожа на круг.
- Вы можете различить похожую на завиток фигуру, представляющую собой декоративную подпорку камина, указанного в названии?
- Слово "вальс" написано по-французски и предполагает музыкальное произведение.
Какой способ?
О третьем из описанных ниже примеров говорит фигура, похожая на гвоздь. Это был остроумный способ Брака показать нам, каким образом создана картина.
Намерения высмеять традиционные натюрморты, которые, претендуя на реалистичность, на деле являются всего лишь картиной. Как и другие предметы, гвоздь показан с разных сторон. Его тень предполагает освещение слева, тогда как сам гвоздь кажется освещенным главным образом справа.
Относительно сюжета этой картины сомнений не возникает. Череп изображен реалистично и по традиции с одной точки зрения. О'Киф написала эту картину под впечатлением множества побелевших костей животных, увиденных ею недалеко от своего дома в пустыне Нью-Мексико.
Вы думаете, она просто хотела как можно точнее изобразить череп, или в этом содержится нечто большее? Размер черепа и отсутствие реалистичного заднего плана придают ему какое-то колдовское свойство, поэтому, возможно, что он что-то символизирует. Черепа очень часто использовали в традиционных натюрмортах как напоминание о смертности человека. Некоторые видят в расположении черепа на черной полосе сравнение с Распятием Христа. Красное пространство по бокам может быть истолковано как кровь, а возможно как земля. Синяя драпировка на заднем плане может символизировать небо, диагональные складки на ней - горы. Не исключено, что красный и синий (цвета американского флага) подразумевают некую иронию. Возможно О'Киф высмеивала тем самым достаточно фанатичный патриотизм многих американских произведений искусства 30-х годов ХХ века.
О третьем из описанных ниже примеров говорит фигура, похожая на гвоздь. Это был остроумный способ Брака показать нам, каким образом создана картина.
Намерения высмеять традиционные натюрморты, которые, претендуя на реалистичность, на деле являются всего лишь картиной. Как и другие предметы, гвоздь показан с разных сторон. Его тень предполагает освещение слева, тогда как сам гвоздь кажется освещенным главным образом справа.
- "Череп коровы" Джорджии О'Киф
Джорджия О'Киф: Череп коровы, красное белое и синие, 1931. Холст, масло. 101,3 х 91,1 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США |
Вы думаете, она просто хотела как можно точнее изобразить череп, или в этом содержится нечто большее? Размер черепа и отсутствие реалистичного заднего плана придают ему какое-то колдовское свойство, поэтому, возможно, что он что-то символизирует. Черепа очень часто использовали в традиционных натюрмортах как напоминание о смертности человека. Некоторые видят в расположении черепа на черной полосе сравнение с Распятием Христа. Красное пространство по бокам может быть истолковано как кровь, а возможно как земля. Синяя драпировка на заднем плане может символизировать небо, диагональные складки на ней - горы. Не исключено, что красный и синий (цвета американского флага) подразумевают некую иронию. Возможно О'Киф высмеивала тем самым достаточно фанатичный патриотизм многих американских произведений искусства 30-х годов ХХ века.